Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2016 г. N АКПИ16-607
Именем Российской Федерации
Настоящее решение вступило в законную силу 25 ноября 2016 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 17 января 2017 г. N 8)
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
Назаровой А.М.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОВА" о признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, установил:
в приложении N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", установлены нормы обеспечения объектов ручными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций).
Общество с ограниченной ответственностью "СОВА" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825, и нарушают права административного истца на свободное осуществление предпринимательской деятельности.
В суде представитель административного истца Душанина Г.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что ООО "СОВА" является субъектом малого предпринимательства, имеет статус микропредприятия, деятельность которого связана с изготовлением и эксплуатацией средств обеспечения пожарной безопасности - огнетушителей, прошедших сертификационные испытания и имеющих сертификаты соответствия, выданные аккредитованными организациями, но оно не допускается к закупкам, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта запрещают оснащения объектов с классом пожара "Е" воздушно-эмульсионными огнетушителями.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 14 июля 2016 г. N РД-П4-4201).
Представители Правительства Российской Федерации Кудрицкая Ю.В., Еникеев Р.Ш. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации внесены изменения, и приложение N 1 к этим Правилам изложено в новой редакции, что соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца. Данное постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "СОВА" Душаниной Г.В., Правительства Российской Федерации Кудрицкой Ю.В., Еникеева Р.Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в статье 16 предусматривает право Правительства Российской Федерации принимать нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 2012 г. N 390 утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 7 мая 2012 г., N 19.
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Приложение N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации устанавливает нормы обеспечения объектов ручными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций), которые не допускают оснащение объектов с классом пожара "Е" воздушно-эмульсионными огнетушителями.
Руководитель организации в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на классы: пожары твердых горючих веществ и материалов (А); пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (В); пожары газов (С); пожары металлов (D); пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (Е); пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).
Классификация пожаров по виду горючего материала используется для обозначения области применения средств пожаротушения (статья 7 данного Федерального закона).
К первичным средствам пожаротушения относятся переносные и передвижные огнетушители, предназначенные для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами (статья 43 указанного Федерального закона).
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала (статья 63 поименованного Федерального закона).
Определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относит национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона (статья 4).
Доводы представителей административного ответчика о том, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" приложение N 1 к указанным Правилам изложено в новой редакции, и права административного истца не нарушаются, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения дела данные изменения не вступили в силу.
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. N 474 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В указанный Перечень включены ГОСТ Р 51057-2001 "Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний", СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации". Согласно приложению А Свода правил СП 9.13130.2009 разрешено применение воздушно-эмульсионных огнетушителей для тушения пожара класса "Е" при условии соблюдения требований по электробезопасности ГОСТ Р 51017 или ГОСТ Р 51057. Между тем действующая редакция Правил противопожарного режима не допускает оснащение объектов с классом пожара "Е" воздушно-эмульсионными огнетушителями, что вызывает неоднозначное толкование и не соответствует общеправовому принципу правовой определенности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснить, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
При обращении в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта ООО "СОВА" уплатило государственную пошлину в размере 4500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 3 июня 2016 г. N 218.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СОВА" удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приложение N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, в части, не допускающей оснащение объектов с классом пожара "Е" воздушно-эмульсионными огнетушителями.
Взыскать с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу общества с ограниченной ответственностью "СОВА" 4500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей) расходы по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ счел, что Правила противопожарного режима содержат неопределенные предписания, что вызывает их неоднозначное толкование.
Речь идет о той части Правил, которая устанавливает Нормы обеспечения объектов ручными огнетушителями (за исключением АЗС).
Данные предписания не позволяют оснащать объекты с классом пожара "Е" (пожары горючих веществ и материалов электроустановок) воздушно-эмульсионными огнетушителями.
Между тем иной акт - СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" - разрешает применять упомянутые огнетушители для тушения пожара класса "Е" при условии соблюдения требований по электробезопасности.
В связи с этим Правила в упомянутой части признаются недействующими.
Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2016 г. N АКПИ16-607
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2017 г., N 11 (в извлечении)
Настоящее решение вступило в законную силу 25 ноября 2016 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 17 января 2017 г. N 8)