Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2016 г. N 67-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Языковского И.И. о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу "Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137" по апелляционной жалобе Языковского И.И. на решение Новосибирского областного суда от 9 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Языковского И.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением ЦИК России от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в Новосибирской области, где образовано несколько одномандатных избирательных округов (Новосибирская область - Новосибирский одномандатный избирательный округ N 135, Новосибирская область - Центральный одномандатный избирательный округ N 136, Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137, Новосибирская область - Барабинский одномандатный избирательный округ N 138), возложены на избирательную комиссию Новосибирской области.
Решением окружной избирательной комиссии "Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137" от 2 августа 2016 года N 12/37 (далее по тексту - Окружная избирательная комиссия) Языковский И.И., выдвинутый политической партией "Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва по названному одномандатному избирательному округу.
31 августа 2016 года Языковский И.И. обратился в Окружную избирательную комиссию с заявлением о дополнении содержащихся в информационном плакате о кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва сведений о его профессиональном образовании данными о присвоенных ему квалификациях по окончании высших учебных заведений.
В ответе от 3 сентября 2016 года N 08-15/137/210 Окружная избирательная комиссия сообщила кандидату об отказе во включении в информационный плакат иных сведений о профессиональном образовании кандидата, помимо уже содержащихся в нем сведений об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о годе их окончания.
Языковский И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Окружной избирательной комиссии, не включившей в информационный плакат сведений о его профессиональном образовании в следующем изложении: "высшее, Тольяттинское Высшее Военное Строительное командное училище, 1987 год, присвоена квалификация "инженер по строительству и эксплуатации зданий и сооружений", Новосибирский Юридический факультет Томского Государственного университета, 1997 год, присвоена квалификация "юрист". Просил возложить на Окружную избирательную комиссию обязанность включить в информационный плакат все указанные им сведения о профессиональном образовании.
Решением Новосибирского областного суда от 9 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска Языковского И.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить как постановленный при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильном применении норм материального права.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Языковский И.И., Окружная избирательная комиссия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Окружная избирательная комиссия ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).
Открытость и гласность при проведении выборов позволяет устранять допущенные участниками избирательного процесса ошибки и недочеты, ограничивать возможные фальсификацию и подлог, укреплять доверие граждан к результатам выборов.
К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепляет право каждого, в том числе и обладателя пассивного избирательного права, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.
При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате имеет публичный интерес, в связи с чем она должна быть полной и соответствовать действительности.
Одним из способов информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах является размещение избирательными комиссиями на стендах в своих помещениях (а в день голосования - в помещении для голосования либо непосредственно перед ним) информации о зарегистрированных кандидатах с указанием сведений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 78 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (часть 13 статьи 51, часть 4 статьи 78 названного Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Биографические данные зарегистрированного кандидата подлежат размещению на информационном стенде в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень (часть 4 статьи 78 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Постановлением ЦИК России от 11 июля 2016 года N 18/140-7 утвержден Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, федеральных списках кандидатов, списках кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее по тексту - Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей).
В пункте 4.4 Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей предусмотрено, что на информационном стенде (информационных стендах) информационного плаката должны быть указаны следующие сведения о профессиональном образовании: организация, осуществляющая образовательную деятельность, и год ее окончания. В сведения о кандидате по одномандатному избирательному округу могут также включаться представленные кандидатами подтвержденные документально сведения об ученой степени, ученых званиях (подтвержденных дипломом Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, свидетельством Министерства образования и науки Российской Федерации). При этом объем представляемых биографических данных о каждом кандидате не должен превышать площади печатного листа формата А4, на котором сведения о каждом зарегистрированном кандидате должны быть напечатаны одинаковым шрифтом через полтора интервала.
С учётом приведённых положений избирательного законодательства суд первой инстанции, установив факт изготовления Окружной избирательной комиссией информационного плаката, содержащего биографические данные зарегистрированного кандидата Языковского И.И. о профессиональном образовании в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как правомерно указал суд, положения пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, регламентирующей порядок представления федеральных списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным избирательным округам и иных избирательных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, к обстоятельствам по настоящему делу не применимы.
Подлежат отклонению доводы жалобы, основанные на несогласии с толкованием понятия "профессиональное образование", содержащегося в пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которое дано судом правильно, применительно к возникшим правоотношениям.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применено законодательство, регулирующее спорные правоотношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского областного суда от 9 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Языковского И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2016 г. N 67-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был