Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2016 г. N 67-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Языковского И.И. о признании незаконными действий (бездействия) избирательной комиссии Новосибирской области по апелляционной жалобе Языковского И.И. на решение Новосибирского областного суда от 12 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Языковского И.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением ЦИК России от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в Новосибирской области, где образовано несколько одномандатных избирательных округов (Новосибирская область - Новосибирский одномандатный избирательный округ N 135, Новосибирская область - Центральный одномандатный избирательный округ N 136, Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137, Новосибирская область - Барабинский одномандатный избирательный округ N 138), возложены на Избирательную комиссию Новосибирской области.
Решением окружной избирательной комиссии "Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137" от 2 августа 2016 года N 12/37 Языковский И.И., выдвинутый политической партией "Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва по названному одномандатному избирательному округу.
29 августа 2016 года Языковский И.И. обратился в окружную избирательную комиссию "Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137" с заявлением о предоставлении сведений о дате и времени выхода в эфир совместных агитационных мероприятий в форме публичных дебатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания между зарегистрированными кандидатами по одномандатному избирательному округу "Новосибирская область - Искитимский одномандатный избирательный округ N 137".
В ответе от 1 сентября 2016 года N 01-12/1699 избирательная комиссия Новосибирской области сообщила заявителю, что эфирное время для проведения совместных агитационных мероприятий для зарегистрированных кандидатов с учетом их общего числа не выделялось.
Языковский И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) избирательной комиссии Новосибирской области, выразившихся в непроведении жеребьёвки по организации совместных агитационных мероприятий в форме совместных дебатов (и иных форм) кандидатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания между зарегистрированными кандидатами, в невыделении объёма эфирного времени для проведения названных совместных агитационных мероприятий. Просил возложить на избирательную комиссию обязанность организовать совместные агитационные мероприятия в форме совместных дебатов (и иных форм) кандидатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания между зарегистрированными кандидатами в течение трёх дней с момента принятия решения.
Решением Новосибирского областного суда от 12 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска Языковского И.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить как постановленный при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильном применении норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы представлены возражения избирательной комиссии Новосибирской области и прокурора, участвующего в деле, о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Языковский И.И., избирательная комиссия Новосибирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Избирательная комиссия Новосибирской области ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 9 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ), иными федеральными законами (часть 1 статьи 7 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации на территории одномандатного избирательного округа.
Предвыборная агитация может проводиться: на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; другими не запрещенными упомянутым Федеральным законом, иными федеральными законами методами. На каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях предвыборная агитация проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных Федеральным законом формах (части 3 и 4 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Условия проведения предвыборной агитации, в том числе в форме публичных дебатов, на телевидении и радио определены статьей 65 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ.
Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная организация телерадиовещания безвозмездно предоставляет на каждом из своих каналов для проведения политическими партиями, зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 65 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 63 предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Половина общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого региональной государственной организацией телерадиовещания, отводится для проведения предвыборной агитации политическими партиями, другая половина - для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами (часть 5 статьи 65 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Эфирное время, предоставляемое безвозмездно, отводится для проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий (далее по тексту - совместные агитационные мероприятия) и для размещения предвыборных агитационных материалов политических партий, зарегистрированных кандидатов. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях (часть 7 названной статьи).
В соответствии с частью 8 статьи 65 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ не менее половины общего объема эфирного времени, предоставляемого безвозмездно, отводится для проведения совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется при предоставлении эфирного времени безвозмездно политическим партиям, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждую политическую партию, зарегистрировавшую федеральный список кандидатов, придется пять или более минут, а также при предоставлении эфирного времени безвозмездно кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата придется пять или более минут. Совместные агитационные мероприятия на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания проводятся раздельно между политическими партиями и между зарегистрированными кандидатами. В субъекте Российской Федерации, на территории которого образовано более одного одномандатного избирательного округа, совместные агитационные мероприятия проводятся либо раздельно между кандидатами, зарегистрированными по каждому одномандатному избирательному округу, либо между кандидатами, зарегистрированными по разным одномандатным избирательным округам, при этом возможность участия в каждом совместном агитационном мероприятии должна быть предоставлена всем зарегистрированным по данным избирательным округам кандидатам.
В силу части 3 статьи 50 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) увеличение общего объема бесплатного эфирного времени в случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания предусмотрено только с согласия на то организации телерадиовещания.
С учётом приведенных положений избирательного законодательства суд установил, что общий объем эфирного времени, которое может быть безвозмездно предоставлено филиалом ФГУП "ВГТРК" ГТРК "Новосибирск" для проведения предвыборной агитации политическими партиями и зарегистрированными кандидатами в рамках проводимых одновременно выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области по избирательным округам N 3 и N 34, составляет 630 минут; ГУП Новосибирской области "Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети" - 600 минут.
В связи с чем по результатам жеребьёвки по распределению эфирного времени между зарегистрированными 45 кандидатами на каждого из них приходится от 6 минут 28 секунд до 7 минут эфирного времени, из которого не менее половины должно быть выделено на совместные агитационные мероприятия, то есть от 3 минут 14 секунд до 3 минут 30 секунд.
Как правильно указал в решении суд, изложенные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности предоставленного объема эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий, в которых на каждого кандидата должно приходиться 5 или более минут, что в соответствии с частью 8 статьи 65 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ препятствует применению установленного в данном законоположении правила, на применении которого настаивал административный истец.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у избирательной комиссии Новосибирской области правовых оснований для проведения жеребьёвки по организации совместных агитационных мероприятий в форме совместных дебатов (и иных форм) кандидатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания между зарегистрированными кандидатами, а также для выделения объёма эфирного времени с целью проведения названных совместных агитационных мероприятий.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что избирательная комиссия Новосибирской области, располагавшая сведениями о количестве зарегистрированных кандидатов и, как следствие, о недостаточности выделенного бесплатного эфирного времени для проведения ими совместных агитационных мероприятий, должна была уведомить об этом региональные государственные организации телерадиовещания, основано на ошибочном толковании приведенных ранее положений Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, которые такого рода обязанность на избирательные комиссии не возлагают.
Учитывая, что общий объем эфирного времени, выделяемый государственными организациями телерадиовещания Новосибирской области, соответствовал требованиям части 2 статьи 65 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, суд первой инстанции правомерно не согласился с доводом административного истца об ущемлении его права как зарегистрированного кандидата на личное участие в предвыборной агитации.
При отсутствии в материалах данного административного дела доказательств уменьшения количества зарегистрированных кандидатов в депутаты в ходе предвыборной кампании до проведения жеребьёвки по распределению эфирного времени ссылка в апелляционной жалобе на нерассмотрение судом первой инстанции указанного вопроса не влияет на правильность выводов, изложенных в обжалуемом судебном постановлении.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского областного суда от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Языковского И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2016 г. N 67-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был