Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2016 г. N 43-КГ16-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 октября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Шарканского района Удмуртской Республики, действующего в интересах Ашихминой А.О., к отделу социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации
по кассационной жалобе представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Широких Д.Л. на решение Боткинского районного суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 января 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Урсеговой М.А., Воробьёвой В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Шарканского района Удмуртской Республики (далее - прокурор) в интересах Ашихминой А.О. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что при проведении прокурорской проверки по обращению представителя Ашихминой А.О. было установлено, что Ашихмина А.О., являясь инвалидом I группы, обратилась в отдел социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики с заявлением об обеспечении техническим средствами реабилитации в виде аппарата на нижние конечности и туловище; поручней (перил) для самоподнимания; кресла-коляски; обуви ортопедической; противопролежневой подушки; катетера для самокатетеризации; впитывающих простыней; подгузников; кресла-стула с санитарным оснащением. Отделом социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики принято решение об обеспечении Ашихминой А.О. названными техническими средствами реабилитации, однако данные средства реабилитации ей не предоставлены.
По мнению прокурора, ответчиками нарушено право Ашихминой А.О. на получение мер социальной поддержки, предусмотренное Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем с учётом уточнённых исковых требований просил суд возложить на ответчиков обязанность обеспечить Ашихмину А.О. техническими средствами реабилитации в виде аппарата на нижние конечности и туловище; впитывающих простыней в количестве 210 штук, катетера для самокатетеризации лубрицированного в количестве 305 штук; подгузников для взрослых в количестве 420 штук в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Представители ответчиков в суде исковые требования не признали.
Решением Боткинского районного суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2015 г. исковые требования прокурора в интересах Ашихминой А.О. к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики удовлетворены частично. Суд обязал Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики обеспечить Ашихмину А.О. техническим средствами реабилитации в виде аппарата на нижние конечности и туловище; впитывающих простыней (пелёнок) размером не менее 60x90 см, впитываемостью от 1 200 до 1 900 мл., в количестве 150 штук за период с января по октябрь 2015 г. включительно; катетера для самокатетеризации лубрицированного в количестве 245 штук за период с января по октябрь 2015 г. включительно. В удовлетворении исковых требований прокурора к отделу социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 января 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Широких Д.Л. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 5 августа 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и её же определением от 26 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции прокурор Шарканского района Удмуртской Республики и Ашихмина А.О., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явились, прокурор направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на неё прокурора Шарканского района Удмуртской Республики, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Ашихмина А.О. является инвалидом I группы и имеет право на получение технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Индивидуальной программой реабилитации Ашихминой А.О. предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в том числе обеспечение аппаратом на нижние конечности и туловище; впитывающими простынями (пелёнками) размером не менее 60x90 см, впитываемостью от 1 200 до 1 900 мл., в количестве 30 штук в месяц; подгузниками для взрослых малого размера, впитываемостью не менее 1500 мл., в количестве 30 штук в месяц; катетерами для самокатетеризации лубрицированными размером 12 СН в количестве 30 штук в месяц.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением Ашихминой А.О. 23 августа 2012 г. в отдел социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики было принято решение об обеспечении её названными техническими средствами реабилитации, вместе с тем за период с января по октябрь 2015 г. Ашихмина А.О. указанными техническими средствами реабилитации не обеспечивалась.
Судом также установлено, что из подлежащих к выдаче в 2015 году названных средств реабилитации Ашихминой А.О. произведена выдача впитывающих простыней (пелёнок) в количестве 150 штук, подгузников для взрослых в количестве 300 штук, катетеров для самокатетеризации лубрицированных в количестве 55 штук.
21 августа 2015 г. представитель Ашихминой А.О. обратился к прокурору Шарканского района Удмуртской Республики с просьбой оказать содействие в получении технических средств реабилитации.
31 августа 2015 г. прокурор Шарканского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском и с учётом уточнённых требований просил возложить на ответчиков обязанность обеспечить Ашихмину А.О. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида за истекший период 2015 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на отдел социальной защиты населения в Шарканском районе Удмуртской Республики обязанности обеспечить Ашихмину А.О. техническим средствами реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 г. N 81 "Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных правительству Удмуртской Республики" с 1 января 2012 г. функции по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации возложены на Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.
Удовлетворяя иск прокурора Шарканского района Удмуртской Республики, действующего в интересах Ашихминой А.О., и возлагая на Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики обязанность обеспечить её техническими средствами реабилитации за период с января по октябрь 2015 г., суд первой инстанции исходил из того, что Ашихмина А.О., имеющая право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническим средствами реабилитации, в указанный период не была своевременно и в полном объёме обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации. При этом суд указал, что реализация права на обеспечение техническими средствами реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия очерёдности других граждан льготной категории и при возникновении у инвалида права на получение технических средств реабилитации такие средства предоставляются ему уполномоченными государственными органами незамедлительно.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключённым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченным органом, на который возложены функции по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации в Удмуртской Республике, является Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установлённом частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утверждён Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрёл указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счёт собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счёт, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путём почтового перевода или перечисления средств на счёт, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведённых нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путём предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета уполномоченным органом техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что Ашихмина А.О. была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление её права возможно путём предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время, которое не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия очерёдности других граждан льготной категории на обеспечение такими средствами.
Как указывалось выше, правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, урегулированы законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, его право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета уполномоченным органом техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации.
Поскольку Ашихмина А.О. в период с января по октябрь 2015 г. не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными её индивидуальной программой реабилитации, её право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано путём выплаты уполномоченным органом денежной компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, что не было учтено судом при вынесении решения о возложении на ответчика - Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики обязанности обеспечить Ашихмину А.О. техническими средствами реабилитации в натуре за прошлое время.
С учётом приведённых обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального закона, толкование которых даётся в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Боткинского районного суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 января 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Боткинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2016 г. N 43-КГ16-8
Текст определения официально опубликован не был