Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам ограничения в обороте и налогообложения земельных участков, и сообщает следующее.
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен закрытый перечень случаев ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том: числе ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны в силу пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса земельные участки могут предоставляться для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие),
Правовой режим земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, регулируется также нормами специального законодательства "Об обороне" и "О безопасности".
Исходя из изложенного, для того чтобы признать соответствующий земельный участок ограниченным в обороте, необходимо соблюдение двух условий: нахождение земельного участка в государственной или муниципальной собственности, а также представление документов, подтверждающих как юридическое, так и фактическое его использование для целей, предусмотренных Федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности".
Законодательством не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В отсутствие такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, использующего земельный участок, иными сведениями, подтверждающими фактическое использование земельного участка для целей обороны, безопасности и таможенных нужд.
Деятельность по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе по военно-учетным специальностям, а также содержанию и ремонту автомобильной и бронетанковой техники Минобороны России непосредственно связана с обеспечением обороны, в связи с чем, по мнению Департамента недвижимости используемые для таких целей, земельные участки следует относить к ограниченным в обороте по соответствующему основанию.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не обладает полномочиями по подтверждению отнесения земельных участков к ограниченным в обороте, а также их принадлежности к объектам налогообложения.
В связи с изложенным в целях разрешения поставленного в обращении вопроса о налогообложении указанных земельных участков следует обратиться, в налоговые органы с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими право на освобождение от уплаты земельного налога.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 июля 2013 г. N Д23и-1886 "По вопросу ограничения, в обороте земельных участков"
Текст письма официально опубликован не был