Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 3-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Инвестиционно-холдинговая компания "Татгазинвест" о признании недействующим пункта 2.1 в графе "МО ГО "Воркута" приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 1 марта 2015 г. N 90, устанавливающей ставку арендной платы земельного участка "3" и "0,6" - в редакции постановления Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. N 412, по апелляционным жалобам Правительства Республики Коми и закрытого акционерного общества "Инвестиционно-холдинговая компания "Татгазинвест" на решение Верховного Суда Республики Коми от 6 мая 2016 г., которым заявление в части установления ставки арендной платы земельных участков в размере "0,6" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Инвестиционно-холдинговая компания "Татгазинвест" (далее - ЗАО "ИХК "Татгазинвест", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.1 в графе "МО ГО "Воркута" приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 1 марта 2015 г. N 90, устанавливающей ставку арендной платы земельного участка "3" и "0,6" - в редакции постановления Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. N 412.
Определением Верховного Суда Республики Коми от 6 мая 2016 г. производство в части признания недействующей ставки арендной платы "3" прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку на момент обращения общества в суд постановлением от 23 сентября 2015 г. N 412 были внесены изменения в постановление от 1 марта 2015 г. N 90, где ставка арендной платы "3" заменена ставкой "0,6". Судом сделан вывод, что права общества не затрагиваются в отношении арендной ставки "3".
Решением Верховного Суда Республики Коми от 6 мая 2016 г., нормативный правовой акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления ставки арендной платы земельного участка в размере "0,6".
На определение Верховного Суда Республики Коми от 6 мая 2016 г. ЗАО "ИХК "Татгазинвест" подана частная жалоба. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 9 июня 2016 г. определение от 6 мая 2016 г. оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Верховного Суда Республики Коми, Правительство Республики Коми и ЗАО "ИХК "Татгазинвест" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами. Правительство Республики Коми просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. ЗАО "ИХК "Татгазинвест" просит изменить решение суда и признать нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия в части установления ставки арендной платы за земельные участки в размере "3" и "0,6".
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Республики Коми представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители ЗАО "ИХК "Татгазинвест", Правительства Республики Коми, Администрации МО ГО "Воркута" и прокуратуры Республики Коми, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Статьей 3 Закона Республики Коми от 28 июля 2005 г. N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" закреплены полномочия Правительства Республики Коми в части установления порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Республики Коми следует читать как "от 28.06.2005 г."
Правительством Республики Коми принято постановление от 1 марта 2015 г. N 90 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядок), вступившее в силу 1 марта 2015 г.
Порядок содержит формулу, по которой рассчитывается годовая арендная плата в соответствии со ставками арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3-5 Порядка, по следующей формуле: А = КС х С х К, где А - годовой размер арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); С - ставка арендной платы земельного участка; К - коэффициент, отражающий категорию арендатора. Ставка арендной платы - С устанавливается по виду разрешенного использования земельного участка, в соответствии с приложением к Порядку (пункт 6.1 Порядка).
Приложением к Порядку установлены ставки арендной палаты земельных участков по виду разрешенного использования. В пункте 2.1 приложения в графы "МО ГО Воркута" установлена ставка арендной платы земельных участков для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности в размере "3".
Постановление от 1 марта 2015 г. N 90 официально опубликовано в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru. 05 марта 2015 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 6 марта 2015 г., в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 11 марта 2015 г. N 4, ст. 39.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. N 412 в постановление от 1 марта 2015 N 90 внесены изменения. В пункте 2.1 графы "МО ГО Воркута" число "3" заменено числом "0,6".
Постановление от 23 сентября 2015 г. N 412 официально опубликовано в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru. 23 сентября 2015 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 25 сентября 2015 г., вступило в законную силу 3 октября 2015 г. и действует по настоящее время.
Административный истец является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Воркута, относящихся к категории земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земельный участок с кадастровым номером 11:16:0601001:58 имеет вид разрешенного использования: для размещения производственной базы с жилым городком и площадкой для складирования материалов в составе стройки "Система магистральных газопроводов "Бованенкова-Ухта", земельный участок с кадастровым номером 11:16:0601001:53 имеет вид разрешенного использования: для размещения площадки материально-технических ресурсов и площадки трубосварочной базы.
Земельный участок с кадастровым номером 11:16:0601001:58, площадью 349 532 кв.м, арендован на основании договора с Администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" от 23 июня 2014 г. N 26-2014, сроком действия с 21 апреля 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
Земельный участок с кадастровым номером 11:16:0601001:53, площадью 63 298 кв.м, арендован на основании договора с Администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" от 26 января 2015 г. N 2-2015, сроком действия с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2015 г.
В отношении арендованных земельных участков Правительством Республики Коми установлены ставки арендной платы указанными постановлениями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что ставка арендной платы "0,6" установлена в отсутствии экономического обоснования, что не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Как следует из дополнения на административное исковое заявление финансово-экономическое обоснование установления ставки арендной платы земельного участка по пункту 2.1 приложения Порядку определения размера арендной платы "0,6" осуществлено административным ответчиком путем определения среднего размера арендной платы на территории муниципального образования городского округа "Воркута" на 2008 г. по 5-ти аналогичным участкам, и составил 8,48 руб./кв.м. К среднему размеру арендной платы за 2008 год применен уровень инфляции с 2008 г. по 2015 г., который составил на 2015 г. 15 руб./кв.м.
Ставка арендной платы равная значению "0,6" определена как соотношение между размером арендной платы и кадастровой стоимостью.
Вместе с тем, указанный расчет не может быть принят, поскольку увеличение ставки арендной платы должно соответствовать росту доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, как это определено в основных принципах. Вопрос экономической обоснованности определения арендной ставки в размере "0.6" административным ответчиком не исследовался, подтверждающие документы отсутствуют.
Поскольку акт противоречит основным принципам определения арендной платы земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, то он обоснованно признан недействующим.
Требование административного истца в части ставки арендной платы "3", установленной постановлением Правительства Республики Коми от 1 марта 2015 г. N 90, не подлежит рассмотрению в апелляционной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, поскольку может быть рассмотрено в кассационном порядке.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
В силу требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя несения судебных расходов возлагается на проигравшую сторону в процессе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса. Административный ответчик по делу не попадает под категорию лиц, которые освобождены (или могут быть освобождены) судом от уплаты расходов, связанных с рассмотрением административного дела. В связи с чем, взыскание с Правительства Республики Коми судебных расходов в сумме 4 500 руб. правомерно.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 6 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Коми и закрытого акционерного общества "Инвестиционно-холдинговая компания "Татгазинвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 3-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был