Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 г. N 14-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части, которая не предусматривает ставки арендной платы для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Воронежского областного суда от 19 апреля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Соловьеву О.С., Бакарёва А.В., Левину О.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, административный истец) обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части, которая не предусматривает ставки арендной платы для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, в пределах ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Решением Воронежского областного суда от 19 апреля 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, как основанном на выводах несоответствующих обстоятельствам дела.
В судебное заседание не явились представители прокуратуры Воронежской области, Правительства Воронежской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции от 1 декабря 2007 г.).
Согласно статьи 2 Закона Воронежской области от 30 июня 2005 г. N 42-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области" на момент принятия оспариваемого постановления Администрация Воронежской области являлась высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Воронежской области (в редакции от 10 января 2007 г.). В настоящее время таким органом является Правительство Воронежской области.
Администрацией Воронежской области принято в соответствии со статьей 3 Закона Воронежской области от 28 июня 2006 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже", постановление от 25 апреля 2008 г. N 349 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Приложением N 1 к постановлению установлены арендные ставки за пользование земельными участками на территории городского округа город Воронеж для 16 наименований видов разрешенного использования земельных участков, среди которых отсутствует наименование земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования.
Текст документа опубликован в изданиях "Молодой коммунар" от 6 мая 2008 г. N 47 и "Собрание законодательства Воронежской области" от 23 мая 2008 г. N 4.
ОАО "РЖД" является собственником недвижимого имущества: здания ангара ПМС, административного здания, здания гаража ПМС, здания клуба, здания склада, звеносборочной базы путевой машинной станции N 81, расположенными по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, 39, на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0105031:696, общей площадью 124 619 кв.м., государственная собственность на который не разграничена в городском округе г. Воронеж.
На земельном участке, занятым этими объектами недвижимости, расположена инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования. Согласно кадастровому паспорту от 1 апреля 2016 г. земельный участок принадлежит к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - фактически занимаемый производственной базой IV класса вредности.
Административный истец полагает, что приложение N 1 к постановлению N 349 следует признать недействующим в части отсутствия ставки арендной платы для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, как несоответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, поскольку с общества в порядке арбитражного судопроизводства взысканы денежные средства виде неосновательного обогащения по имеющейся задолженности арендной платы, а также присуждены проценты за пользование чужими денежными средствами.
При расчете арендной платы за пользование земельным участком суды исходили из ставок, установленных пунктом 9 приложения N 1 к постановлению N 349, в размере 2% от кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции не установил противоречия оспариваемой нормы положениям федерального законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого положения) предусматривалось, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 3 статьи 39.7 (в действующей редакции с 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и земельных участков собственность на которые не разграничена.
С учетом положений статей 15, 44 Устава Воронежской области от 7 июня 2006 г. и статьи 18 Закона Воронежской области от 30 сентября 2008 г. N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области" Администрация Воронежской области, вправе издавать нормативные акты, регламентирующие порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, постановление администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 349 принято в порядке предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством опубликовано в установленном законом порядке.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования" в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 396.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 396, утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации.
Поскольку, государственная собственность указанного земельного участка не разграничена, то Правила определения размера арендной платы, и порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, а также ставок, утвержденных приказом Минэкономразвития от 4 декабря 2006 г. N 396, применению не подлежат.
В данном случае подлежат применению принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Вид разрешенного использования земельного участка, определен в кадастровом паспорте как - фактически занимаемый производственной базой IV класса вредности, и соответствует пункту 9 приложения N 1 оспариваемого постановления, для которого установлена ставка арендной платы в размере - 2.
Административный истец не оспаривает экономическую обоснованность ставки арендной в размере - 2, в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
В данном случае, исходя из заявленного требования, оспариваемый нормативный акт не противоречит законодательству регулирующему порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Воронежского областного суда от 19 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества с ограниченной "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 г. N 14-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был