Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 19 сентября 2016 г. N 03-05-05-03/54464
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата или зачета уплаченной государственной пошлины за предоставление (продление срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и сообщает.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган перечень соответствующих документов.
Несоответствие представленных документов заявителем лицензионным требованиям, установленным в статье 19 Закона N 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики уплачивают государственную пошлину, если не установлено иное, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий.
Размер государственной пошлины за предоставление (продление срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлен подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе за предоставление (продление срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, определен статьей 333.40 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату.
Положения пункта 1 статьи 333.40 НК РФ применительно к возврату государственной пошлины являются специальными, именно их буквальное толкование имеет приоритет перед буквальным толкованием иных норм НК РФ (пункт 3.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 11-П).
На основании пункта 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, т.е. зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 НК РФ.
Учитывая изложенное, пункт 1 статьи 333.40 НК РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с положениями подпункта 94 пункта 1 статьи 333.40 и пункта 6 статьи 333.40 НК РФ не предполагает при повторном обращении в уполномоченный орган зачета ранее уплаченной государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в случае отказа уполномоченным органом в совершении данных юридически значимых действий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта 94 пункта 1 статьи 333.40" имеется в виду "подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33"
Таким образом, при повторном обращении в уполномоченный орган соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции необходимо уплатить государственную пошлину за совершение указанных юридически значимых действий повторно.
На основании статьи 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная норма нашла отражение в статье 22 Закона N 171-ФЗ, согласно которой решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган.
В случае, если лицензирующий орган отменит решение об отказе в выдаче лицензии, то соответственно первичный платежный документ об уплате государственной пошлины за предоставление (продление срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции будет являться документом, подтверждающим факт уплаты государственной пошлины за совершение данного действия.
Кроме того, пунктом 1 статьи 22 НК РФ плательщикам сборов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ не предусматривает при повторном обращении в уполномоченный орган зачета ранее уплаченной госпошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в случае отказа в совершении данных действий.
Таким образом, госпошлина уплачивается повторно.
Если лицензирующий орган отменит решение об отказе, то первичный платежный документ будет являться документом, подтверждающим факт уплаты госпошлины.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 сентября 2016 г. N 03-05-05-03/54464
Текст письма официально опубликован не был