Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона исключаются положения об утверждении стандартов и правил саморегулируемой организации в области энергетического обследования и об осуществлении деятельности по проведению энергетического обследования на основе требований к проведению энергетического обследования и его результатам, а также полномочие соответствующего федерального органа исполнительной власти по установлению указанных требований (подпункты "б" и "в" пункта 5, подпункты "а" и "б" пункта 7 статьи 1 проекта). Проектируемые предложения, на наш взгляд, нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом норм статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", устанавливающих требования к стандартам и правилам саморегулируемой организации (должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида), из содержания которых следует, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливаются основные требования к предпринимательской деятельности определенного вида, а стандартами и правилами саморегулируемой организации - дополнительные требования.
Полагаем, что проектируемая часть 2 статьи 17 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) соответствует предмету регулирования статьи 16 Федерального закона.
С учетом положений Федерального закона и предлагаемых проектом изменений по вопросу проведения энергетического обследования (например, см. подпункты "а" и "б" пункта 5 статьи 1 проекта, часть 5.3 статьи 15 Федерального закона) проектируемая норма части 3 статьи 17 Федерального закона о праве соответствующего федерального органа исполнительной власти запрашивать у саморегулируемых организаций в области энергетического обследования копии энергетических паспортов и отчеты о проведении энергетических обследований нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в Федеральном законе (с учетом предлагаемых изменений) будет отсутствовать обязанность саморегулируемой организации по хранению и представлению таких документов в указанный федеральный орган исполнительной власти.
Проектом предусматривается проведение энергетических обследований в добровольном порядке (проектируемая часть 5 статьи 15 Федерального закона). Следовательно, в определенных случаях энергетический паспорт будет отсутствовать. В то же время в соответствии с проектируемой частью 5 статьи 17 Федерального закона объективность соответствующих данных может быть достигнута при условии обязательного наличия информации, полученной при обработке, систематизации и анализе данных, содержащихся в декларации о потреблении энергетических ресурсов, и данных о проведенных энергетических обследованиях, содержащихся в энергетических паспортах. Указанные положения нуждаются в согласовании.
Проектируемые пункты 4 и 5 части 3 статьи 23 Федерального закона нуждаются в соотнесении с учетом содержания декларации о потреблении энергетических ресурсов (содержит информацию об объеме и эффективности потребления энергетических ресурсов, декларация подается лицами, указанными в проектируемой части 1 статьи 16 Федерального закона, см. проектируемые пункт 13 статьи 2 и части 2 и 5 статьи 17 Федерального закона).
Редакция нормы части 4 статьи 23 Федерального закона представляется некорректной, поскольку адресована только органам государственной власти и органам местного самоуправления, в то время как проектируемая часть 4.1 указанной статьи адресована в том числе государственным и муниципальным учреждениям. Кроме того, не ясно, как будут соотноситься сроки представления соответствующей информации в случаях, указанных в проектируемых части 4.1 статьи 23 и части 4 статьи 24 Федерального закона, с учетом того, что в обоих случаях такую информацию должны будут представлять органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. также проектируемую часть 5 статьи 17 Федерального закона).
Проектом предлагается признать утратившей силу часть 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающую административную ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, а также исключить соответствующую ссылку на вышеуказанное положения в части 1 статьи 23.30 КоАП РФ. Учитывая, что предлагаемые проектом изменения обусловлены исключением из Федерального закона положений об обязательном энергетическом обследований, обращаем внимание на то, что административная ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением обязательного энергетического обследования, предусмотрена также в части 9 статьи 9.16 КоАП РФ (см. также часть 1 статьи 23.71 КоАП РФ).
Поскольку в части 1 статьи 23.30 КоАП РФ оговорка после части 10 статьи 9.16 КоАП РФ относится только к данной части указанной статьи, изменение в статью 23.30 КоАП РФ следует изложить следующим образом: "частями 7, 8 и частью 10" заменить словами "частью 7 и частью 10".
Терминология проекта нуждается в доработке. Так, например, при проектировании определения понятия "декларация о потреблении энергетических ресурсов" следует учесть содержание энергетического паспорта (в нем также отражается информация об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, см. статьи 2 и 15 Федерального закона), а термин "государственные (муниципальные) учреждения" согласовать с терминологией статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в этой части также следует унифицировать используемую терминологию в подпункте "в" пункта 3, пункте 6, подпункте "а" пункта 8, пункте 9 статьи 1 проекта).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.