Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 1130934-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года и Протокола о внесении изменений в Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года"
(вносится Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года и Протокол о внесении изменений в Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года (далее - Протоколы) были подписаны Министерством финансов Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации и представителями правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении 15 июня 2015 года в городе Душанбе. При этом Протокол о внесении изменений в Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года (далее - Соглашение) был подписан также представителем Евразийского банка развития.
Необходимость ратификации Протоколов следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку они вносят изменения в ратифицированные международные договора Российской Федерации. В соответствии со статьями 2, Протоколы временно применяются с даты их подписания и вступают в силу с даты получения Депозитарием, которым является МИД России (до 1 января 2015 года Депозитарием являлся Интеграционный Комитет ЕврАзЭС), последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур. Следует отметить, что Республика Армения сделала оговорки к Протоколам, в соответствии с которыми Армянская Сторона не будет временно их применять до момента вступления в силу.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 19 июля 2016 года указанные Протоколы внесены Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу. При этом Комитет отмечает, что Протоколы внесены на ратификацию с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Каждый из Протоколов состоит из преамбулы и 2 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Цель Протоколов заключается в правовом оформлении решений Совета Антикризисного Фонда ЕврАзЭС (далее - Фонд) от 18 марта и 2 июля 2014 года об увеличении полномочий Фонда по использованию доли чистой прибыли Фонда на финансирование грантовых программ в государствах-участниках Фонда с низким уровнем доходов и о переименовании Фонда в Евразийский фонд стабилизации и развития.
Протоколы также вносят изменения, в соответствии с которыми рассмотрение заявок на выдачу грантовых средств, принятие решений и сама выдача могут осуществляться в порядке, равнозначном порядку предоставления Фондом инвестиционных кредитов. Эти средства могут предоставляться на проекты, реализуемые совместно с иными международными финансовыми организациями, в том числе на финансирование государственных программ в социальной сфере.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на грантовые программы направляется не более 10% от ежегодной прибыли Фонда. Вместе с тем, как подчеркивается в заключении Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, данное ограничение прибыли не отражено непосредственно ни в настоящих Протоколах, ни в соответствующем законопроекте.
В соответствии с Протоколами, функции Секретариата Фонда возложены на Евразийский банк развития, а Депозитария - на МИД России. Протоколы о внесении изменений после их вступления в силу будут являться неотъемлемой частью соответствующих международных договоров.
Документы были подписаны, исходя из решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) N 415 от 4 февраля 2009 года и Соглашения об учреждении Евразийского банка развития от 12 января 2006 года, для содействия становлению и развитию рыночной экономики государств-участников, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской Стороной данных Протоколов не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Ратификация Протоколов не потребует также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Протоколов и их текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам. Протоколы также не содержат внутренних противоречий и коррупциогенных факторов.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, являющийся соисполнителем, поддерживает концепцию соответствующего законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года и Протокол о внесении изменений в Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.