Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике, рассмотрев проект федерального закона N 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учетом их фактического потенциала энергосбережения, а также отмена проведения обязательных энергетических обследований для всех лиц, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. (в ред. от 3 июля 2016) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) и введение требований по предоставлению деклараций о потреблении энергетических ресурсов за отчетный год в Минэнерго России для органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона, начиная с 1 января 2010 года, государственное (муниципальное) учреждение (далее - учреждение) обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Однако с 1 января 2015 года эта норма считается утратившей силу (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ).
Вместе с тем, в период с момента вступления в силу Закона (2009 г.) до момента отмены рассматриваемой нормы в 2015 году учреждениями была проделана определенная работа по снижению в разном объеме и пропорции потребления воды и энергетических ресурсов. Таким образом, вносимые законопроектом изменения представляются логичным продолжением ранее начатой работы.
Поддерживая предлагаемые законопроектом изменения в части требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учетом их фактического потенциала энергосбережения, Комитет обращает особое внимание на вопросы, связанные с предлагаемой законопроектом нормой обязательности проведения энергообследований при определении энергоэффективности систем, объектов, зданий, источников энергии, в том числе при выполнении энергосервисных контрактов и т.д.
Проектом предусматривается проведение энергетических обследований в добровольном порядке (проектируемая часть 5 статьи 15 Федерального закона). Следовательно, в определенных случаях энергетический паспорт будет отсутствовать. В то же время в соответствии с проектируемой частью 5 статьи 17 Федерального закона объективность соответствующих данных может быть достигнута при условии обязательного наличия информации, полученной при обработке, систематизации и анализе данных, содержащихся в декларации о потреблении энергетических ресурсов, и данных о проведенных энергетических обследованиях, содержащихся в энергетических паспортах. Указанные положения нуждаются в согласовании.
Так, в отношении объектов электроэнергетики согласно пункту 5.3.7. "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, для всех котлов периодически проводятся режимно-наладочные испытания с разработкой режимной карты. Согласно Федеральному закону N 399-ФЗ от 28.12.2013 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергетическое обследование может проводиться в отношении объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии. Следовательно, нормы рассматриваемого законопроекта вступают в противоречие с положениями "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" в части требований обязательности проведения энергетических обследований. Принятие добровольного формата энергетических обследований может привести к тому, что энергоснабжающие организации начнут отказываться проводить режимно-наладочные испытания котлов с разработкой режимной карты, так как это подпадает под определение энергетического обследования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Кроме этого, законопроект предусматривает отмену проведения обязательных энергетических обследований для лиц, предусмотренных частью 1 статьи 16 Закона. В указанный перечень кроме органов и учреждений входят организации, на которые не распространяются требования предоставления деклараций. В частности, к ним относятся: организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В текущей ситуации на всех уровнях исполнительной и законодательной власти остро стоит вопрос максимально эффективного использования имеющихся денежных средств компаний, при сдерживании роста тарифов на энергоресурсы (их производство и передачу) для конечного потребителя, снижения удельных затрат на производство продукции (оказание услуг). Одним из инструментов, позволяющим это сделать, является проведение энергетического обследования, что предусмотрено частью 2 статьи 15 Закона.
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается признать утратившей силу часть 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающую административную ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, а также исключить соответствующую ссылку на вышеуказанное положения в части 1 статьи 23.30 КоАП РФ. Комитет обращает внимание, что частью 9 статьи 9.16 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением обязательного энергетического обследования, в связи с чем представляется целесообразным рассмотреть внесение соответствующих изменений.
По мнению Комитета, нецелесообразно проводить отмену обязательного энергетического обследования для организаций, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных), для которых предусмотрено ежегодное предоставление деклараций.
Введение рассматриваемым законопроектом требований по предоставлению деклараций о потреблении энергетических ресурсов за отчетный год в Минэнерго России для органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - органов), а также учреждений позволит создать возможность мониторинга и построения рейтингов их энергоэффективности для своевременного принятия соответствующих решений, в том числе для использования при формировании программы проведения капитальных ремонтов (реконструкции) на всех уровнях принятия решений.
Комитет обращает внимание, что в этой связи целесообразно дополнить статью 37 Закона положением о введении ответственности за непредоставление декларации, или предоставление ложной информации в декларации.
На основании вышеизложенного, Комитет государственной Думы по энергетике в целом поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.