Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1166412-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части инкорпорации в Трудовой кодекс Российской Федерации отдельных положений правовых актов СССР и РСФСР)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1166412-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках осуществления плановой работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается инкорпорация в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) норм:
- Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, а также Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 года N 111/8-51 о его утверждении;
- Разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни", а также Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 года N 465/П-21 о его утверждении.
Из материалов, прилагаемых к законопроекту следует, что после его принятия Минтруд России должен будет подготовить и принять приказ "О признании недействующими на территории Российской Федерации постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время" и постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни".
Для реализации указанных целей законопроектом предлагается внести изменения в статьи 93, 152 и 153 ТК РФ.
Действующая редакция статьи 93 ТК РФ определяет работу на условиях неполного рабочего времени как работу неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю. В то же время, в указанном Положении о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, предусмотрено, что режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать, в том числе, сокращение продолжительности ежедневной работы (смены на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю. Аналогично неполное рабочее время рассматривается и в статье 74 ТК РФ. Там говорится о режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели.
Таким образом, законопроектом справедливо предлагается и в статье 93 ТК РФ закрепить, при работе на условиях неполного рабочего времени может устанавливаться неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя.
В то же время, предложение по признанию недействующими на территории Российской Федерации постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время" в целом требует дополнительного изучения и обсуждения, поскольку некоторые вопросы трудовых отношений при работе на условиях неполного рабочего времени, затронутые Положением, не нашли исчерпывающего отражения в ТК РФ.
Так, пунктом 4 Положения оговаривается, что неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работницы срок.
Пунктами 9 и 10 Положения регулируются вопросы предоставления различных перерывов в работе, а пунктом 13 - вопрос работы женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, в режиме ненормированного рабочего дня и предоставления в связи с этим дополнительного отпуска.
Статью 152 ТК РФ законопроектом предлагается дополнить новой частью, устанавливающей, что при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается.
Статью 153 ТК РФ предлагается дополнить положением, в соответствии с которым, оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере производится за фактически проработанные часы в выходной или нерабочий праздничный день, а в случае если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), то в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
Предложенные дополнения статей 152 и 153 ТК РФ в целом не противоречат действующим нормам трудового законодательства, однако также требуют дополнительного обсуждения. Нормы Разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 года N 465/П-21 касаются, как это следует из его наименования, лишь правил расчета компенсаций за работу в праздничные дни. Поэтому простой их перенос в статью 152 ТК РФ, регулирующую вопросы оплаты сверхурочной работы, приводит к неоднозначному толкованию новой нормы. Необходимо уточнение, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается при подсчете сверхурочных часов только в целях реализации норм части первой статьи 152 ТК РФ, т.е. для исчисления размера оплаты за сверхурочную работу. Для других целей, например для реализации норм частей 6 и 7 статьи 99 ТК РФ в части учета времени, проработанного сверхурочно, и ограничения продолжительности сверхурочной работы, норма предлагаемой законопроектом новой части статьи 152 ТК РФ применяться не должна.
Высказанные выше замечания могут быть учтены при доработке законопроекта в случае принятия его в первом чтении.
На рассматриваемый законопроект поступило 19 отзывов законодательных (представительных) и 27 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
В заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона поддержали.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 1166412-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.