Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1170222-6 "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
(о предоставлении дополнительных гарантий гражданам, уволенным с военной службы по отдельным основаниям)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1170222-6 "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 7.1 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) в целях исключения ущемления прав военнослужащих в случае их восстановления на военной службе после увольнения с военной службы по отдельным основаниям.
В соответствии с частью 7.1 статьи 5 Федерального закона военнослужащим, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам, и в дальнейшем заключили новые контракты о прохождении военной службы, производится восстановление накоплений для жилищного обеспечения.
В то же время участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), уволенным с военной службы по основаниям, не предусмотренным частью 7.1 статьи 5 Федерального закона, накопления для жилищного обеспечения, начисленные за период военной службы до увольнения, при заключении нового контракта не восстанавливаются. Между тем, участие в НИС указанных военнослужащих законодательством предусмотрено в обязательном порядке.
Законопроектом предлагается расширить круг лиц, предусмотренный частью 7.1 статьи 5 Федерального закона, за счет включения в него участников НИС, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по отдельным основаниям, предусмотренным статьей 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), которые согласно пояснительной записке к законопроекту можно считать "положительными" (пункт 1 законопроекта):
в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ);
в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащих условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ);
в связи с наделением военнослужащих полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением их временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) их членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ);
в связи с избранием военнослужащих депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ);
по заключению аттестационной комиссии досрочно по собственному желанию при наличии у военнослужащих уважительных причин (пункт 6 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ).
Между тем, четких критериев отнесения того или иного основания для увольнения с военной службы к "положительным" в пояснительной записке и других материалах законопроекта не указано. В связи с этим, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении (в случае его принятия в первом чтении) предлагается дополнительно обсудить вопрос о включении в проектируемую часть 7.1 статьи 5 Федерального закона (пункт 1 законопроекта) иных оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона N 53-ФЗ, не относящихся к "компрометирующим".
Законопроект также предусматривает изменения в часть 2 статьи 15 Федерального закона, уточняющие категории увольняющихся военнослужащих, которым начисляются проценты при возврате средств целевого жилищного займа (пункт 2 законопроекта).
В действующей редакции все досрочно уволившиеся участники НИС (если у них при не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения) обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
Законопроектом с учетом подхода, примененного к проектируемым изменениям части 7.1 статьи 5 Федерального закона (пункт 1 законопроекта), предлагается уточнить редакцию части 2 статьи 15 Федерального закона, установив, что военнослужащие (участники НИС), уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г" и "к" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, или иным "положительным" основаниям, предусмотренным законопроектом), возвращают средства целевого жилищного займа без начисления процентов. Указанный подход, как следует из пояснительной записки к законопроекту, позволяет справедливо снизить долговую нагрузку на указанных участников НИС и будет способствовать возврату средств целевого жилищного займа в федеральный бюджет теми из них, которые не заключат в дальнейшем новые контракты о прохождении военной службы.
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, законопроект расширяет возможности по реализации военнослужащими права на жилищное обеспечение путем участия в НИС, в силу чего заслуживает поддержки.
Имеющиеся к законопроекту замечания могут быть устранены в ходе его подготовки к рассмотрению во втором чтении без изменения концепции.
В Комитет поступило заключение комитета-соисполнителя по законопроекту - Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, который законопроект поддерживает без замечаний.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.