Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о высокой нагрузке на плательщиков страховых взносов и в пределах своей компетенции сообщает.
В соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 годов для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, резиденты технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранен действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 года.
Кроме того, сообщаем, что по итогам встречи руководителей объединений предпринимателей с Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, состоявшейся 24 декабря 2010 года, Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России поручено дополнительно рассмотреть вопрос о видах экономической деятельности, на которые распространяются положения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование, предусматривающие льготный период применения по пониженному тарифу.
Во исполнение поручения разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) с целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и направлен на изменение подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, и имеющих право на применение пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроектом предполагается установить совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012 году и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 года.
Отмечаем, что при установлении переходного периода для некоммерческих организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в законопроекте указаны следующие виды экономической деятельности, на которые не распространяется переходный период:
1) оптовая и розничная торговля, за исключением розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
2) финансовая деятельность, за исключением благотворительной деятельности благотворительных фондов и деятельности по формированию и использованию целевого капитала некоммерческих организаций;
3) операции с недвижимым имуществом;
4) деятельность гостиниц и ресторанов.
Данный подход позволит охватить весь круг наиболее незащищенных и социально-значимых субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций.
Одновременно сообщаем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включающей в себя финансовую, имущественную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Получить информацию о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России, Вы можете на "Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства" по адресу: http://smb.gov.ru.
Директор |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2011 г. N Д05-536 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был