Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
По информации, представленной Росреестром, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:172, расположенном по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, автодорога Екатеринбург - Тюмень, площадью 2 456 000 кв. м. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации, местоположение границ земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:172, органом кадастрового учета принято решение от 28 ноября 2013 г. N 72/13-148464 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании пунктов 5, 7 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в том числе в связи с тем, что в составе межевого плана отсутствовали решение о предварительном согласовании места размещения объекта, решение о предоставлении земельного участка, иные документы о правах на земельный участок, предусмотренные пунктами 23 и 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования).
По результатам рассмотрения дополнительных документов принято решение от 19 декабря 2013 г. N 72/13-159641 об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, так как в составе межевого плана отсутствовали решение о предварительном согласовании места размещения объекта, решение о предоставлении земельного участка, иные документы о правах на земельный участок, предусмотренные пунктами 23 и 27 Требований.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - Решение, Схема) предусмотрены в случаях предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьями 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (то есть в случае предоставления земельных участков для строительства, для целей, не связанных со строительством, а также приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения).
Иные случаи изготовления Решений, Схем, а следовательно, и включение таких Решений, Схем в межевой план законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При этом для принятия решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимы, в том числе кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса).
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимается после осуществления постановки таких вновь образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет.
Необходимо отметить, что позиция Росреестра по указанным вопросам совпадает с мнением Департамента недвижимости.
В дополнение сообщаем, что административного порядка признания незаконными решений, принимаемых органом кадастрового учета, Законом о кадастре не предусмотрено. Учитывая положения статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 26 Закона о кадастре, урегулирование указанных вопросов возможно в судебном порядке.
Также сообщаем, что исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.
Таким образом, письма Минэкономразвития России носят рекомендательный характер.
Заместитель директора |
В.А. Яцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2014 г. N Д23и-544 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был