В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N ДК-П9-8043 Минэкономразвития России сообщает.
В целях осуществления закупок, указанных в письме Минстроя России от 15 октября 2014 г. N 22648 - ММ/06, в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) могут быть применены следующие процедуры, обеспечивающие срочность закупок в чрезвычайных ситуациях:
1) закупки у предварительно отобранных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Длительность такой процедуры, в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ составляет 1 день.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 3 статьи 80 Закона N 44-ФЗ).
Указанный перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р (далее - Перечень).
Отмечаем, что в Перечень входят, в том числе следующие позиции:
аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия);
работы по очистке территорий, зданий и сооружений от загрязнений, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия);
работы по развертыванию и сооружению временного жилья, а также временных объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 80 Закона N 44-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий;
2) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в Перечень и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Таким образом, в случае наступления чрезвычайной ситуации, заказчик вправе:
вариант N 1 - заключить контракт на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, указанных в Перечне, путем проведения запроса котировок, участниками которого будут ранее отобранные поставщики (подрядчики, исполнители);
вариант N 2 - в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного нормы Закона N 44-ФЗ содержат все необходимые механизмы, регулирующие осуществление закупок товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Вместе с тем отмечаем, что мониторинг практики применения Закона N 44-ФЗ показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации организован предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций или возникновения необходимости оказания гуманитарной помощи.
В связи с этим полагаем необходимым:
рекомендовать главам субъектов Российской Федерации организовать работу по предварительному отбору поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе силами местных администраций;
определить перечень федеральных органов исполнительной власти, которые могут принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказании гуманитарной помощи и поручить им провести указанную работу на федеральном уровне.
Предварительный отбор целесообразно провести в четвертом квартале 2014 года на 2015 год.
|
Е.И. Елин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2014 г. N 26611-ЕЕ/Д28и "О доработке проекта доклада Президенту Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был