Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
Методика
технико-экономического обоснования целесообразности применения пропиточных составов
Методика оценки экономической эффективности применения пропиточных составов для повышения долговечности асфальтобетонных покрытий основывается на следующих нормативных документах:
- ОДМ. Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса [7];
- ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог [8];
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) [9];
- МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации [10];
- ВСН 21-83 Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог[11];
- ВСН 3-81 Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог[12];
- Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.07.2015) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"[13].
На основе действующих методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов следует сравнить два варианта проекта "с применением пропиточных составов" и "без применения пропиточных составов". Должны быть учтены возможные различия проектов по следующим направлениям:
- инвестиции на строительство/реконструкцию дорожного объекта;
- затраты на содержание дорожного объекта;
- затраты, связанные с ремонтом и капитальным ремонтом покрытия в течение расчетного периода;
- общественные эффекты, возникающие в ходе реализации проекта;
- народнохозяйственные эффекты, возникающие в ходе реализации проекта;
- экологические эффекты, возникающие в ходе реализации проекта;
- отраслевые и региональные эффекты, возникающие в ходе реализации проекта.
В общем виде применение пропиточных составов может давать следующие эффекты, подлежащие экономической оценке:
, |
(Б.1) |
где - суммарный эффект от применения пропиточных составов.
- эффект за счет снижения затрат на строительство/реконструкцию автомобильной дороги;
- эффект от снижения затрат на содержание автомобильной дороги;
- эффект за счет снижения затрат, связанных с ремонтом и капитальным ремонтом автомобильной дороги;
- эффект от увеличения скорости дорожного движения;
- эффект от снижения непроизводительных потерь времени населения;
- эффект от снижения негативного экологического воздействия от автомобильной дороги;
- эффект за счет повышения безопасности дорожного движения;
- эффект от снижения расхода топлива и смазочных материалов;
- другие виды эффектов, по которым возможна стоимостная оценка.
Для оценки эффективности применения пропиточных составов для повышения долговечности асфальтобетонных покрытий используются следующие основные методические принципы:
- расчет показателей эффективности в течение всего жизненного цикла предлагаемого инновационного решения;
- учет динамичности экономических параметров рассматриваемого научно-технического мероприятия;
- учет разновременной стоимости денег;
- сопоставимость показателей и другой информации, характеризующей инновационный проект.
Учет затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода - горизонта расчета, который принимается с учетом всего жизненного цикла проекта - общей продолжительности создания, эксплуатации и, при необходимости, ликвидации мероприятия.
Шаг расчета в пределах одного расчетного периода определяется необходимой степенью детализации расчетов и устанавливается в зависимости от масштабов рассматриваемых мероприятий по инновациям и достижениям научно-технического прогресса и графика инвестирования: месяц, квартал, год.
Учет фактора неравноценности разновременных затрат и результатов осуществляется путем приведения всех показателей к одному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (а). Для удобства расчетов за момент приведения () принимается момент начала или окончания нулевого шага, что обычно соответствует началу финансирования работ.
Для определения экономической эффективности внедрения инноваций в дорожном хозяйстве используется следующая система показателей в привязке к конкретной ситуации внедряемого мероприятия с учетом принятых допущений, наличия исходной информации и отражающая интересы участников инвестиционного процесса:
При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается безрисковая норма дисконта (Е), которая принимается разработчиком в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов".
Коэффициент дисконтирования () с учетом поправки на риск проекта (Р) вычисляется по формуле:
, |
(Б.2) |
где - коэффициент дисконтирования, в долях единицы;
Е - безрисковая норма дисконта, в долях единицы;
Р - поправка на риск проекта, в %.
Поправка на риск проекта определяется по данным таблицы Б.1.
Таблица Б.1 - Определение поправки на риск
Величина риска |
Пример цели проекта |
Р, % |
Низкий |
Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники |
3-5 |
Средний |
Увеличение объема продаж существующей продукции |
8-10 |
Высокий |
Производство и продвижение на рынок нового продукта |
13-15 |
Очень высокий |
Вложения в исследования и инновации |
18-20 |
Технически приведение к сопоставимому моменту времени затрат и результатов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации рассматриваемого мероприятия, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования соответствующего шага, рассчитываемого по формуле:
, |
(Б.3) |
где - коэффициент дисконтирования денежных средств на t-м шаге расчета, в долях единицы;
- норма дисконта в момент времени q, в долях единицы;
t - момент окончания шага в долях единицы в год.
Величина нормы дисконта на определенном шаге расчета должна быть привязана к годовым параметрам. Дробная величина t применяется при выполнении краткосрочных мероприятий с горизонтом расчета до одного года.
Состав результатов и затрат мероприятия по использованию в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса зависит от его значения в хозяйственно-экономической системе. Степень детализации элементов затрат и результатов рассматриваемого проекта определяется наличием информации об его особенностях. Затраты и результаты измеряются в стоимостных показателях.
В общем виде совокупные результаты , полученные в год t, определяются по следующей формуле:
, |
(Б.4) |
где - значения результатов в ценах года t, руб.;
- индекс инфляции соответствующего структурного элемента результатов i в году t по сравнению с годом , в долях единицы.
В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты, то есть все средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования, а также кредиты банков, используемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета.
В общем виде совокупные единовременные затраты, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:
, |
(Б.5) |
где - совокупные единовременные затраты, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t;
- значения s-ых структурных элементов единовременных затрат в ценах года t, руб.;
- индекс инфляции соответствующих s-ых структурных элементов единовременных затрат в году t по сравнению с годом , в долях единицы.
Текущие затраты, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:
, |
(Б.6) |
где - текущие затраты, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t;
- значения m-ых структурных элементов единовременных затрат в ценах года t, руб.;
- индекс инфляции соответствующих m-ых структурных элементов единовременных затрат в году t по сравнению с годом , в долях единицы.
В качестве основных экономических показателей, характеризующих эффективность применения пропиток, выделяют следующие:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД);
- индекс доходности (ИДД);
- срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования.
Чистый дисконтированный доход определяется по следующей формуле:
, |
(Б.7) |
Индекс доходности (ИДД) определяется по следующей формуле:
, |
(Б.8) |
Точка безубыточности (срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования) определяется в результате решения уравнения:
, |
(Б.9) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.