1 Разработан ООО "ГЕОПРОЕКТ" г. Санкт-Петербург
2 Внесен Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.08.2016 г. N 1733-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые
1. Область применения
Настоящие рекомендации предназначены для оценки рисков и обоснования сроков выполнения дорожно-строительных работ при календарном планировании, когда детерминированные временные оценки продолжительности выполнения работ не учитывают фактор неопределенности, вызванный воздействием случайных факторов, динамичной обстановкой, рассогласованием темпов работы смежных комплексов и т.д.
Предназначены для использования в дорожно-строительных организациях, осуществляющих комплекс работ по строительству автомобильных дорог для обоснования организационно-технологических схем и принятой продолжительности строительства.
Рекомендации используются при разработке календарных графиков в составе проектов производства работ и графиков производственного процесса при привязке типовых технологических карт и схем.
Могут использоваться службой заказчика для оценки рисков и достоверности календарных планов работ.
Документ носит рекомендательный характер.
2. Нормативные документы
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги;
СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства;
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87).
3. Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями.
Дестабилизирующие случайные факторы - факторы, отрицательным образом воздействующие на строительные процессы и имеющие случайный характер.
К основным дестабилизирующим факторам относятся следующие:
1. Природно-климатические факторы, в том числе:
- природа возникновения и характер которых могут быть статистически установлены (низкие температуры, осадки);
- природа возникновения и характер которых носят чрезвычайный характер и не поддаются качественному прогнозу (пожары, наводнения, сели). Эти факторы в настоящих рекомендациях не учитываются.
2. Технические факторы (отказы техники);
3. Срыв сроков и перебои в поставке материально-технических ресурсов;
4. Недостаточная квалификация исполнителей;
5. Влияние неблагоприятной экономической ситуации (инфляция, высокая кредитная ставка);
6. Не учтенные в проекте и выявленные в процессе работ инженерные коммуникации;
7. Изменение транспортной схемы на прилегающих участках дорог, и как следствие повышение интенсивности движения на участке производства работ.
Рекомендации позволяют непосредственно учитывать влияние следующих случайных факторов: природно-климатические, технические, срыв сроков поставки материально-технических ресурсов, недостаточная квалификация исполнителей.
Влияние неблагоприятной экономической ситуации рекомендуется учитывать через сильный уровень воздействия технического фактора (из-за высокого возраста и изношенности строительной техники) и перебоев в поставке материально-технических ресурсов.
Влияние неучтенных в проекте и выявленных в процессе работ инженерных коммуникаций рекомендуется учитывать на основании расчета, представленного в приложении А.
Изменение транспортной схемы на прилегающих участках и связанное с этим изменение технологии и организации на участке производства работ рекомендуется учитывать отдельным вариантом производства работ в условиях повышенной интенсивности движения в специальном разделе ППР.
Условия и уровни воздействия случайных факторов (слабый, средний, сильный).
При укрупненной (качественной) оценке уровня воздействия (Таблица 1):
- слабый, предполагает высокую квалификацию исполнителей, бесперебойную доставку материалов и конструкций, средний возраст эксплуатируемой техники, благоприятную экономическую ситуацию;
- средний уровень воздействия предполагает средний уровень квалификации рабочих, средний уровень доставки материально-технических ресурсов, различный возраст эксплуатируемой техники, выполнение работ в различных климатических условиях;
- сильный уровень воздействия случайных факторов предполагает недостаточный уровень квалификации рабочих, перебои в поставке материально-технических ресурсов, высокий возраст эксплуатируемой техники, неблагоприятную экономическую ситуацию.
Детальная характеристика условий и уровней воздействия факторов в зависимости от сезона года, возраста строительной техники и уровней поставки материально-технических ресурсов представлена в таблице 2.
МО - математическое ожидание (срок, в течение которого работы будут завершены с вероятностью 0,5);
ППР - проект производства работ;
ТТК - типовая технологическая карта;
- коэффициент совмещения работ.
4. Основные положения
Календарный график предназначен для определения последовательности и сроков выполнения отдельных работ и всего комплекса на стадии планирования, а также для контроля хода этих работ на стадии строительства. Он является основным документом проекта производства работ.
Исходными данными для календарного планирования работ с вероятностными временными параметрами являются:
- заданные сроки выполнения работ в соответствии с ППР;
- данные о наличии трудовых и материально-технических ресурсов;
- действующие нормативные документы;
- типовые технологические карты и схемы;
- статистические законы распределения значений производительности и норм времени основных машин и механизмов, бригад и звеньев(при возможности). При отсутствии статистических законов производительности и норм времени в зависимости от уровня воздействия случайных факторов рекомендуется пользоваться данными таблиц 1 и 2.
Таблица 1 - Средние значения продолжительности работ на сменном единичном участке для различных уровней воздействия случайных факторов при качественной их оценке
Параметры |
Уровни воздействия случайных факторов |
||
Слабый |
Средний |
Сильный |
|
|
1,0 |
1,32 |
2,58 |
Таблица 2 - Средние значения продолжительности работ на сменном единичном участке для различных условий
Сезон года |
Возраст техники (лет) |
Перебои в поставке материалов |
Квалификация |
(смен) |
Лето (L) |
1-3 (L) |
Слабый (L) |
Усредненный уровень (LMS) |
0,873 |
Средний (M) |
1,00 |
|||
Сильный (S) |
1,408 |
|||
4-7 (M) |
Слабый (L) |
1,01 |
||
Средний (M) |
1,157 |
|||
Сильный (S) |
1,629 |
|||
Более 7 (S) |
Слабый (L) |
1,472 |
||
Средний (M) |
1,687 |
|||
Сильный (S) |
2,375 |
|||
Весна - осень (M) |
1-3 (L) |
Слабый (L) |
0,988 |
|
Средний (M) |
1,132 |
|||
Сильный (S) |
1,594 |
|||
4-7 (M) |
Слабый (L) |
1,143 |
||
Средний (M) |
1,309 |
|||
Сильный (S) |
1,843 |
|||
Более 7 (S) |
Слабый (L) |
1,718 |
||
Средний (M) |
1,968 |
|||
Сильный (S) |
2,771 |
|||
Зима (S) |
1-3 (L) |
Слабый (L) |
1,788 |
|
Средний (M) |
2,048 |
|||
Сильный (S) |
2,884 |
|||
4-7 (M) |
Слабый (L) |
2,043 |
||
Средний (M) |
2,340 |
|||
Сильный (S) |
3,295 |
|||
Более 7 (S) |
Слабый (L) |
2,925 |
||
Средний (M) |
3,350 |
|||
Сильный (S) |
4,717 |
Определение нормативной продолжительности выполнения отдельных работ и технологических процессов производится на основании типовых технологических карт и схем.
При определении средних значений продолжительности нормативная продолжительность отдельного технологического процесса умножается на соответствующие значения таблиц 1 или 2, в зависимости от условий работ и соответствующего уровня воздействия дестабилизирующих случайных факторов.
5. Методика разработки календарного плана
Календарный график выполнения дорожно-строительных работ разрабатывается в следующем порядке:
1. Сбор и анализ исходной информации.
2. Подсчет объемов работ.
3 . Оценка трудовых и материально-технических ресурсов.
4 . Выбор схемы развертывания и методов организации работ.
5 . Выбор рациональных способов выполнения отдельных видов работ.
6 . Построение календарного графика.
Общая схема разработки календарного графика представлена на рисунке 1.
Оценка календарных сроков дорожно-строительных работ с вероятностными временными параметрами последовательно реализует шаги 5, 6, 7 схемы.
Календарный график выполнения дорожно-строительных работ (объектный поток) обычно проектируется следующим образом.
1. Формируются специализированные потоки исходя из существующей технологии при максимальном насыщении фронта работ средствами механизации и трудовыми ресурсами.
Рисунок 1 - Общая схема разработки календарного графика
2. В зависимости от производительности ведущих машин и темпов технологических операций устанавливается ритм специализированного потока - время выполнения работ на одной захватке (участке).
3. Специализированные потоки увязываются между собой в объектный поток, продукцией которого является участок дороги.
При проектировании организации и календарном планировании дорожно-строительных работ следует учитывать их основные особенности:
- ограниченный фронт работ. Если в новом строительстве длина фронта работ обычно определяется параметрами отдельных потоков, то в дорожном строительстве величина фронта работ ограничена.
- необходимость завершения комплекса работ на захватке (или захватках) в течение ограниченного рабочего времени (обычно рабочей смены).
6. Порядок расчета достоверных сроков дорожно-строительных работ
Расчетные сроки дорожно-строительных работ в условиях воздействия случайных факторов определяются в следующей последовательности.
1. На основании типовых технологических карт и детерминированных временных оценок составляется известным образом календарный график;
2. Для календарного графика (или его этапа) рассчитывается коэффициент совмещения работ:
, (1)
где
- последовательная сумма продолжительностей всех работ (технологических процессов) для графика (этапа);
T- продолжительность работ по графику (этапу).
3. В зависимости от уровня организации работ (квалификации исполнителей, уровня поставки материалов, состояния техники и др.) устанавливается качественный уровень воздействия случайных факторов:
- слабый;
- средний;
- сильный.
4. Определяется смещение расчетных сроков выполнения дорожно-строительных работ в зависимости от уровня воздействия случайных факторов с помощью выражений (2), (3), (4).
При слабом уровне воздействия случайных факторов смещение математического ожидания (возможное смещение расчетных сроков с вероятностью 0,5) не превысит:
. (2)
Здесь - смещение математического ожидания, %;
- средние значения продолжительности работ на сменном единичном участке (таблица 1).
При среднем уровне воздействия случайных факторов смещение математического ожидания от детерминированной оценки (возможное смещение расчетных сроков с вероятностью 0,5) не превысит:
. (3)
- средние значения продолжительности работ на сменном единичном участке (таблица 1).
При сильном уровне воздействия случайных факторов смещение математического ожидания от детерминированной оценки (возможное смещение расчетных сроков с вероятностью 0,5) не превысит:
. (4)
Здесь - смещение математического ожидания, %;
- средние значения продолжительности работ на сменном единичном участке (таблица 1).
Выражения (2, 3, 4) определят наиболее вероятные смещения расчетных сроков. Фактические смещения расчетных сроков выполнения работ с вероятностью Р(t) = 0,5 не превысят этих значений.
При наличии данных о возрасте строительной техники и предполагаемом сезоне года параметры отдельной работы и технологического процесса определяются по данным таблицы 2. Тогда по соответствующим зависимостям (табл. 3) определяются расчетные смещения вероятных сроков выполнения работ для различных условий и уровней воздействия случайных факторов.
С вероятностью Р(t) = 0,5 возможные смещения расчетных сроков выполнения работ не превысят значений, представленных в таблице 3.
Таблица 3 - Смещение вероятных сроков выполнения работ для различных условий
Сезон года |
Возраст техники (лет) |
Перебои в поставке материалов |
Квалификация |
Смещение вероятных сроков выполнения работ (%) с вероятностью P(t)=0,5 |
Лето (L) |
1-3 (L) |
Слабый (L) |
Усредненный уровень (LMS) |
|
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
4-7 (M) |
Слабый (L) |
|
||
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
Более 7 (S) |
Слабый (L) |
|
||
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
Весна - осень (M) |
1-3 (L) |
Слабый (L) |
|
|
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
4-7 (M) |
Слабый (L) |
|
||
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
Более 7 (S) |
Слабый (L) |
|
||
Средний (M) |
|
|||
|
|
Сильный (S) |
|
|
Зима (S) |
1-3 (L) |
Слабый (L) |
|
|
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
4-7 (M) |
Слабый (L) |
|
||
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
|||
Более 7 (S) |
Слабый (L) |
|
||
Средний (M) |
|
|||
Сильный (S) |
|
5. После определения смещения расчетных сроков окончания работ определяются расчетные сроки выполнения работ календарного графика путем суммирования расчетного смещения и детерминированного срока.
6. При отсутствии точных данных об уровнях воздействия случайных факторов (уровне организации работ) и условий предстоящих работ рекомендуется рассчитывать три возможных срока реализации работ:
- оптимистический срок (для слабого уровня воздействия факторов) (с помощью формулы (2));
- пессимистический срок (для сильного уровня воздействия) (с помощью формулы (4));
- наиболее вероятный срок (для среднего уровня воздействия случайных факторов) (с помощью формулы (3)).
Библиография
1. МДС 12-81.2007. Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ.
2. МДС 12-29.2006. Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты.
3. Технологические карты на устройства земляного полотна и дорожной одежды. М.: Росавтодор, 2004.
4. Калугин Ю.Б. Сущность календарного планирования работ с вероятностными временными параметрами// Известия вузов. Строительство. - Новосибирск, 2013, N 9, c. 92-106.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.024-2016 "Методика оценки сроков дорожно-строительных работ в условиях воздействия дестабилизирующих факторов" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 30 августа 2016 г. N 1733-р)
Настоящий ОДМ рекомендован к применению с даты утверждения распоряжения Федерального дорожного агентства от 30 августа 2016 г. N 1733-р
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был