Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 83-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Миронова Ю.Н. о признании недействующим приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 1 июня 2015 г. N 12/1-г "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области" в части, по апелляционной жалобе Миронова Ю.Н. на решение Брянского областного суда от 7 июля 2016 г., которым заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Миронов Ю.Н. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим подпункта 1.3 пункта 1, пункта 2 и пункта 3 приложения к приказу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 1 июня 2015 г. N 12/1-г "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области".
Определением Брянского областного суда от 7 июля 2016 г. производство по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. в части признания недействующим пункта 2 приложения к приказу 1 июня 2015 г. N 12/1-г. прекращено.
Решением Брянского областного суда от 7 июля 2016 г. признан недействующим с 1 июля 2016 г. подпункт 1.3 пункта 1 приложения "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования газа" к приказу от 1 июня 2015 г. N 12/1-г. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Миронов Ю.Н. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части вступления решения суда в законную силу с 1 июля 2016 г., полагая, что установленный судом срок принятия нормативного акта не восстанавливает его нарушенных прав.
Представители Управления государственного регулирования тарифов Брянской области, Миронова Ю.Н., прокуратуры Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов согласно Положению, утвержденному указом губернатора Брянской области от 28 января 2013 г. N 45, является Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 1 июня 2015 г. N 12/1-г "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Брянской области" установлены и введены в действие с 1 июля 2015 г. розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования, согласно приложению.
Подпунктом 1.3 пункта 1 приложения к приказу установлены розничные цены на природный газ при отсутствии приборов учета на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 1 куб.м - 6,57 руб.
Пунктом 2 приложения к приказу установлены розничные цены на природный газ при наличии приборов учета - 1000 куб.м - 6 567,46 руб.
В сноске к пунктам 1 и 2 приложения указано, что дифференциация розничных цен в зависимости от наличия/отсутствия приборов учета сохранена в соответствии с пунктом 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2.
Пунктом 3 приказа установлено, что приказ вступает в силу с 1 июля 2015 года и подлежит официальному опубликованию.
Административный истец, осуществляя оплату коммунальных услуг по требованиям об оплате за газоснабжение при наличии плиты и водонагревателя из расчета 6,57 руб. за 1 куб., в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 приложения к приказу от 1 июня 2015 г. N 12/1-г полагает, что оспариваемые им положения не соответствуют действующему законодательству регулирующему цены на газ. А также оспаривает момент вступления в силу приказа, поскольку считает, что он мог вступить в силу через десять дней после его официального опубликования на Интернет-сайте.
Удовлетворяя частично заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможность дифференциации розничных цен на газ в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей приборов учета на газ.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения).
Согласно пункту 4 и пункту 8 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управление государственного регулирования тарифов Брянской области издало оспариваемый приказ в порядке предоставленных полномочий, которым установлены и введены в действие с 1 июля 2015 г. розничные цены на природный газ, реализуемый населению по направлениям использования, согласно приложению к приказу, который официально опубликован в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" 30 июня 2015 г. N 6 (216)/2015, в соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 г. N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области".
Согласно части 2 статьи 34 указанного закона нормативный правовой акт Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, исполнительного органа государственной власти Брянской области вступает в силу со дня его подписания, если в самом акте не указан иной срок либо законодательными актами не установлен иной порядок его вступления в силу.
Оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, вступил в силу в срок, указанный в нем и опубликован в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных в соответствии с пунктом 10 Основных положений приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно по пяти направлениям использования газа, к которым в том числе относятся: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа).
Нормативные акты в области регулирования цен на газ не предусматривают в качестве основания для дифференциации розничных цен на газ наличие либо отсутствие приборов учета расхода газа (счетчиков). Особенности определения платы за газ в зависимости от наличия либо отсутствия приборов учета относятся только к определению норм (объема) потребления газа, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал недействующим подпункт 1.3 пункта 1 Приложения к приказу.
Суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействующей сноски в приложении к приказу, поскольку она является примечанием о применении дифференциации розничных цен в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета и носит отсылочный характер.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия полагает, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Вместе с тем, признание нормативного правового акта недействующим с момента указанного в решении суда не лишает права административного истца обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов независимо от даты признания недействующим нормативного правового акта.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Брянского областного суда от 7 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Миронова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 83-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был