Постановление Верховного Суда РФ от 1 ноября 2016 г. N 56-АД16-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Москаева В.С. на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 37 судебного района г. Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 2 ноября 2015 г., решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 20 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 27 мая 2016 г., вынесенные в отношении и.о. главы администрации городского округа Большой Камень Приморского края Москаева В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 37 судебного района г. Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 2 ноября 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 20 января 2016 г. и постановлением заместителя председателя Приморского краевого суда от 27 мая 2016 г., и.о. главы администрации городского округа Большой Камень Приморского края (далее также администрация) Москаев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Москаев В.С. просит об отмене постановлений, состоявшихся в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, 28 июля 2015 г. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДЦ МО МВД России "Большекаменский" УМВД России по Приморскому краю и.о. главы администрации городского округа Большой Камень Приморского края Москаеву В.С. выдано предписание N ... об устранении выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Согласно данному акту указанному должностному лицу администрации предписано в срок до 5 августа 2015 г. в соответствии с требованиями пунктов 3.1.1, 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" организовать выполнение ремонтных работ асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на участке 3 км + 585 м ул. Пригородная в г. Большой Камень Приморского края в связи с образованием на ней ям, продольных и поперечных трещин, угрожающих безопасности дорожного движения.
Предписание поступило в адрес администрации 28 июля 2015 г., что подтверждается соответствующей отметкой на нем (л.д. 8).
В установленный срок предписание и.о. главы администрации Москаевым В.С. не выполнено (л.д. 7).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
В соответствии с распоряжением от 21 ноября 2014 г. N 548рл Москаев В.С. является и.о. главы администрации городского округа Большой Камень Приморского края.
17 августа 2015 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Большекаменский" УМВД России по Приморскому краю в отношении и.о. главы администрации Москаева В.С., являющегося должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения и.о. главы администрации Москаева В.С. к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Предписание должно быть внесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статьей 28 Устава городского округа Большой Камень (утвержден решением Думы закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Большой Камень от 14 июня 2005 г. N 313-Р, далее - Устав) администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Приморского края.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 37, пункта 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образовании, который в пределах соответствующих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Как следует из материалов дела, в целях организации исполнения вопросов местного значения органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика" городского округа Большой Камень (далее - МКУ "Служба единого заказчика", учреждение).
Данное учреждение образовано путем изменения типа муниципального учреждения "Служба единого заказчика" ЗАТО г. Большой Камень постановлением администрации от 22 декабря 2010 г. N 2287 "О создании муниципальных казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений городского округа ЗАТО Большой Камень".
В силу пунктов 3, 12 статьи 1, статьи 2 Устава данного учреждения, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 1 февраля 2011 г. N 134, к числу основных задач учреждения относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация городского округа Большой Камень. Имущество учреждения находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления.
Согласно сведениям, представленным должностным лицом МКУ "Служба единого заказчика" Б. в рамках рассмотрения в Шкотовском районном суде Приморского края административного дела о признании незаконным предписания от 28 июля 2015 г. N 001039, 24 декабря 2014 г. учреждением был заключен муниципальный контракт N ... с ООО "Аспект" на выполнение работ по содержанию и ремонту средств обустройства автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа (л.д. 78-84).
Объективных данных о том, что учреждением приняты необходимые меры по надлежащему содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, в том числе ул. Пригородная, материалы дела не содержат.
Муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе ул. Пригородная, заключен учреждением только 18 августа 2015 г. после выдачи предписания и во исполнение его требований (N ...) (л.д. 48-62).
Приложением N 1 к указанному контракту утверждено техническое задание, которым установлены объемы, виды, сроки выполнения работ и требования к соответствующим работам.
В рамках данного контракта в сентябре 2015 г. были выполнены указанные в предписании работы по ремонту асфальтобетонного покрытия соответствующей автомобильной дороги.
Изложенное в совокупности указывает на то, что ненадлежащее содержание названного в предписании участка дороги допущено учреждением.
Данное обстоятельство с учетом того, что учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующая автомобильная дорога принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этой автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа, позволяет сделать вывод о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, и.о. главы администрации Москаев В.С. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечен к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 37 судебного района г. Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 2 ноября 2015 г., решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 20 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 27 мая 2016 г., вынесенные в отношении и.о. главы администрации Москаева В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Москаева В.С. удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 37 судебного района г. Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 2 ноября 2015 г., решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 20 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 27 мая 2016 г., вынесенные в отношении и.о. главы администрации городского округа Большой Камень Приморского края Москаева В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 ноября 2016 г. N 56-АД16-9
Текст постановления официально опубликован не был