В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (далее - налог) исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом статьи 5 Кодекса (далее - дата перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости).
В дальнейшем порядок определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при условии утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В случае не установления даты перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости налоговая база по налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Кодекса).
Не установление субъектом Российской Федерации даты перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости и не введение в действие порядка определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости с 2017 г. может повлечь возникновение выпадающих доходов местных бюджетов в связи с непривлечением к налогообложению принадлежащих физическим лицам объектов недвижимого имущества:
а) объектов, в отношении которых определена кадастровая стоимость и отсутствует (в т.ч. не рассчитывалась в связи с невыполнением технической инвентаризации) инвентаризационная стоимость:
- объекты, созданные на предназначенных для ведения дачного хозяйства или садоводства земельных участках, гаражи, иные объекты, если для строительства, реконструкции таких объектов не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, права физических лиц на которые были зарегистрированы в соответствии с положениями статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., в отношении которых государственный технический учет осуществлялся без проведения первичной технической инвентаризации (исходя из возможности применения такого порядка, установленной ранее действовавшим Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства");
- объекты незавершённого строительства;
- объекты капитального строительства, приобретенные физическими лицами у организаций;
б) объектов, введенных в эксплуатацию после 1 марта 2013 г., в отношении которых в налоговые органы в силу вышеперечисленных норм Кодекса не представляются сведения об инвентаризационной стоимости (письма Минфина России от 27.05.2016 N 03-05-06-01/30519 и ФНС России от 29.04.2016 N БС-3-11/1962).
В связи с изложенным руководству управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо инициировать проведение совещания с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов об определении даты перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости, порядка определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости, оцениваемому объему выпадающих доходов местных бюджетов в случае не принятия таких решений на налоговый период 2017 г.
При этом целесообразно справочно использовать (в объеме, не содержащем сведений ограниченного распространения) прилагаемую информацию о количестве объектов, в отношении которых в базах данных налоговых органов имеются полученные в порядке статьи 85 Кодекса сведения о кадастровой стоимости и отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости, а также возможности прогнозно-аналитической подсистемы "Анализ имущественных налогов", алгоритм использования которой доведен письмом ФНС России от 22.09.2016 N 11-1-05/0369@.
Копии протоколов совещаний с информацией о планируемой дате перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости или причинах не принятия соответствующего решения представить в Управление налогообложения имущества (по СЭД на имя Дорофейкин Александр/ЦА/МНС, указав в теме "Переход на КС с 2017 г.") в срок до 15.11.2016.
Приложение: в электронном виде.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Код Региона |
Регион |
Количество ОН, по которым есть актуальные права ФЛ в 2016 году, есть КС, нет ИС |
Общее количество ОН, по которым есть актуальные права ФЛ в 2016 году |
% |
01 |
Республика Адыгея |
39622 |
196896 |
20,12 |
04 |
Республика Алтай |
14298 |
80479 |
17,77 |
05 |
Республика Дагестан |
76862 |
361747 |
21,25 |
10 |
Республика Карелия |
41135 |
291447 |
14,11 |
12 |
Республика Марий-Эл |
32319 |
360011 |
8,98 |
14 |
Республика Саха (Якутия) |
64691 |
345287 |
18,74 |
15 |
Республика Северная Осетия - Алания |
33210 |
184979 |
17,95 |
17 |
Республика Тыва |
10046 |
78152 |
12,85 |
22 |
Алтайский край |
102816 |
1022018 |
10,06 |
23 |
Краснодарский край |
323106 |
2530738 |
12,77 |
24 |
Красноярский край |
199764 |
1425468 |
14,01 |
25 |
Приморский край |
92534 |
843295 |
10,97 |
27 |
Хабаровский край |
37051 |
534785 |
6,93 |
30 |
Астраханская область |
45654 |
407283 |
11,21 |
34 |
Волгоградская область |
98084 |
1146308 |
8,56 |
38 |
Иркутская область |
114815 |
992057 |
11,57 |
40 |
Калужская область |
132920 |
583640 |
22,77 |
45 |
Курганская область |
61888 |
410090 |
15,09 |
48 |
Липецкая область |
69241 |
623862 |
11,10 |
51 |
Мурманская область |
23452 |
355567 |
6,60 |
56 |
Оренбургская область |
125753 |
882915 |
14,24 |
57 |
Орловская область |
41999 |
381307 |
11,01 |
59 |
Пермский край |
122633 |
1401440 |
8,75 |
61 |
Ростовская область |
248715 |
2092033 |
11,89 |
64 |
Саратовская область |
190491 |
1258640 |
15,13 |
66 |
Свердловская область |
174437 |
2355537 |
7,41 |
67 |
Смоленская область |
30273 |
521443 |
5,81 |
68 |
Тамбовская область |
52709 |
553245 |
9,53 |
72 |
Тюменская область |
142395 |
701891 |
20,29 |
73 |
Ульяновская область |
73226 |
572567 |
12,79 |
79 |
Еврейская автономная область |
10419 |
69101 |
15,08 |
89 |
Ненецкий АО |
21660 |
177022 |
12,24 |
|
|
2848218 |
23741250 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательные органы власти регионов (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны до 1 января 2020 г. установить единую дату перехода к исчислению налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Руководители управлений ФНС России по регионам должны провести совещания с заинтересованными региональными органами исполнительной власти, чтобы рассмотреть вопросы об определении даты перехода к исчислению налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости и введении в действие порядка такого исчисления, а также об оцениваемом объеме выпадающих доходов местных бюджетов в случае непринятия таких решений на налоговый период 2017 г.
Прилагается таблица, где указано количество объектов, по которым в базах данных налоговых органов есть сведения о кадастровой стоимости и отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости. Ее рекомендуется использовать для справок вместе с прогнозно-аналитической подсистемой "Анализ имущественных налогов".
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2016 г. N БС-4-21/20278@ "О мерах по обеспечению перехода к применению порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости"
Текст письма официально опубликован не был