1. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающий перечень требований к материальным ресурсам участника закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик), организатора закупки (далее - Организатор закупки) при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме (далее - Квалификационный отбор, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.4 Документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания услуг по предмету предварительного квалификационного отбора, а именно:
- специальными средствами;
- автотранспортом;
- биноклями;
- приборами ночного видения;
- средствами мобильной связи (радиостанциями и мобильными телефонами);
- дежурной службой и группами быстрого реагирования для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940.
Согласно пункту 6.8.3.2 Документации участник Квалификационного отбора не допускается к участию в Квалификационном отборе, в том числе в случае несоответствия участника Квалификационного отбора предусмотренным Документацией требованиям.
Пунктом 4.1 Документации установлено, что прошедшим Квалификационный отбор является участник, набравший 80 баллов.
Вместе с тем согласно пункту 4.2 Документации при сопоставлении заявок и определении участников, прошедших предварительный квалификационный отбор также оцениваются:
Наименование критерия |
Максимальное количество баллов |
Порядок оценки |
Квалификация участника | ||
Опыт участника |
35 |
|
Среднегодовой объем оказанных услуг (аналогичных сфере деятельности Заказчика), которые были приняты под охрану участником (за оцениваемый период) |
35 |
Оценивается путем сопоставления среднегодовой стоимости услуг, оказанных j-м участником за 2012-2014 гг., с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников. В случае если участник за 2012-2014 гг. признавался судом не исполнившим свои обязательства по договорам, то стоимость выполненных услуг по данным договорам не учитывается при подсчете среднегодовой стоимости оказанных участником услуг в 2012-2014 гг. В случае если среднегодовая стоимость услуг, оказанных участником за период 2012-2014 гг. меньше максимальной среднегодовой стоимости услуг из всех имеющихся у участников, то данный критерий оценивается путем сопоставления среднегодовой стоимости оказанных услуг участником с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников по формуле: , где - количество баллов j-го участника; - среднегодовая стоимость услуг, оказанных j-м участником за период 2012 - 2014 гг.; - максимальная среднегодовая стоимость услуг из всех имеющихся участников за 2012 - 2014 гг. 35 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Квалификация персонала |
35 |
|
Квалификация персонала (наличие в штате частной охранной организации только тех охранников, у которых имеются действующие удостоверения частного охранника и/или служебные удостоверения, выданные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) |
35 |
Оценивается путем сопоставления количества охранников, имеющихся у j-ого участника, и максимального количества охранников из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, - количество баллов j-го участника; - количество охранников, имеющихся у j-го участника; - максимальное количество охранников из всех имеющихся у участников. 35 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Производственные мощности (ресурсы) |
25 |
|
Обеспеченность частных охранных организаций комплектами специальных средств |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества комплектов специальных средств, имеющихся у j-го участника, и максимального количества комплектов специальных средств из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, - количество баллов j-го участника; - количество комплектов специальных средств, имеющихся у j-го участника; - максимальное количество комплектов специальных средств из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Обеспеченность частных охранных организаций автотранспортом |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества автотранспорта, имеющихся у j-го участника, и максимального количества автотранспорта из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, - количество баллов j-го участника; - количество автотранспорта, имеющихся у j-го участника; - максимальное количество автотранспорта из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Обеспеченность частных охранных организаций биноклями и приборами ночного видения |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества биноклей и приборов ночного видения, имеющихся у j-го участника, и максимального количества биноклей и приборов ночного видения из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, - количество баллов j-го участника; - количество биноклей и приборов ночного видения, имеющихся у j-го участника; - максимальное количество биноклей и приборов ночного видения из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Наличие у частных охранных организаций групп быстрого реагирования |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества групп быстрого реагирования, имеющихся у j-го участника, и максимального количества групп быстрого реагирования из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, - количество баллов j-го участника; - количество групп быстрого реагирования, имеющихся у j-го участника; - максимальное количество групп быстрого реагирования из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Обеспеченность частных охранных организаций комплектами мобильной связи |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций), имеющихся у j-го участника, и максимального количества комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, - количество баллов j-го участника; - количество комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) у j-го участника; - максимальное количество комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) из всех имеющихся у участников. |
Наличие системы менеджмента качества | ||
Наличие системы менеджмента качества |
5 |
|
Наличие системы менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора |
5 |
5 баллов - система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ISO или иным стандартам (при наличии) 0 баллов - наличие собственной системы менеджмента качества. |
Максимальное количество баллов |
100 |
|
Таким образом, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Квалификационном отборе и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Квалификационном отборе, а также определение производственных мощностей в части содержания комплектов специальных средств, автотранспорта, что ограничивает количество участников закупки, противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.2 Протокола от 04.03.2016 N 8828/ПОЭ-ОАО "ВНИИЖТ"/2016/Д рассмотрения квалификационных заявок, поступивших для участия в предварительном квалификационном отборе с ограничением срока подачи заявок в электронной форме N 8828/ПОЭ-ОАО "ВНИИЖТ"/2016/Д по Квалификационному отбору по итогам оценки заявок Заявителю присвоена итоговая балльная оценка 17,51 балла. Прошедшим Квалификационный отбор признано ООО ЧОП "Крепость", набравшее 94,29 баллов.
Вместе с тем из содержания пункта 1.1.1 Критерия "Опыт" Документации не представляется возможным определить критерии сопоставления среднегодовой стоимости услуг, оказанных j-м участником за 2012-2014 гг., с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников, а также объем оказанных услуг (аналогичных сфере деятельности Заказчика).
Комиссия ФАС приходит к выводу, что оценка и сопоставление заявок на участие в Квалификационном отборе в Документации определена ненадлежащим образом, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5, пунктами 1, 4, 5, 6, 7, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Вместе с тем из представленной на заседании Комиссии ФАС России представителями Заказчика, Организатора закупки Документации не представляется возможным определить сведения:
об охраняемом объекте ("административные здания и служебные помещения, территории");
об общей площади территорий охраняемых объектов ("предположительно 3 объекта"), ориентировочно составляет 80 800 , площадь застройки ориентировочно составляет 32 900 ");
о месте оказания услуг ("1 и 2 объекты расположены Российская Федерация, г. Москва; 3 объект расположен Российская Федерация, г. Москва, г. Щербинка");
об условиях и сроках (периодах) оказания услуги;
о форме, сроках и порядке оплаты услуги;
о порядке формирования цены договора;
о проекте договора.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом указанные сведения в Документации, нарушают требования части 5, пунктов 1, 4, 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктами 5.4.3.6 - 5.4.3.8 Документацией установлены следующие требования к участникам:
отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "ВНИИЖТ" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении предварительного квалификационного отбора и квалификационной документации на сайтах;
отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "ВНИИЖТ";
непричинение вреда имуществу ОАО "ВНИИЖТ".
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных, ограничивает количество участников, что противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 2.3 Документации установлено, что у участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора участник в составе заявки представляет:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Вместе с тем, положения Документации не определяют на какие именно работы (услуги) сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Квалификационном отборе.
Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Ссылаясь на пункты 24, 25, 31, 32 Регламента, Заявитель указывает, что именно заказчик ОАО "ВНИИЖТ" несет ответственность за формирование документации, определение перечня требований к участникам квалификационного отбора, определение оценки и сопоставление заявок на участие в квалификационном отборе, указание места оказания услуг, сроков оказания услуг, форме, сроках, порядке оплаты услуг.
Полагает, что Общество как организатор несет ответственность только за порядок проведения закупки, а именно: за размещение документов по закупке, подготовленных заказчиком, на сайте ОАО "РЖД" и ЭТЗП.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, оценив на основании ст. 71 АПК РФ материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Как следует из договора оказания услуг от 01.03.2012 N 63-ЦКЗ, заключенного между ОАО "РЖД" (Исполнитель) и ОАО "ВНИИЖТ" (Заказчик), исполнитель (Центр организации закупочной деятельности ОАО "РЖД") обязуется оказать услуги по организации и проведении процедур по размещению заказов заказчика и его структурных подразделений (пункт 2.1).
Также в соответствии с пунктом 3.2.1 договора, ОАО "РЖД" (Исполнитель) обязано проводить проверку полноты и качества представленных Заказчиком документов, представленных в целях организации и проведения процедур закупок. По результатам проверки согласовывать представленные документы, либо предоставлять Заказчику замечания.
Кроме того, ОАО "РЖД", как лицо, определяющее собственные потребности и принимающее решение о назначении торгов, делегируя их проведение своей дочерней организации, обладает всей полнотой полномочий при разрешении вопроса о той или иной закупке, доказательств того, что Общество не может исполнить предписание, суду не представлено.
Более того, в соответствии с подп.1 пункта 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", касающейся порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов", антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) организатора торгов.
Следовательно, решение ФАС России, в части признания ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 5, пункты 1, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и предписание о прекращении нарушений Закона о закупках, принято в отношении надлежащего юридического лица. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2016 г. по делу N А40-155845/16-121-1398)
2. В положении о закупочной деятельности и документации о закупке заказчик должен установить обязательное требование о заключении договора не ранее десяти дней со дня отбора победителя закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки прокладок рельсовых скреплений железнодорожного в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно подпункту 2 пункта 201 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок представленных для участия в Конкурсе от 18.04.2016 Заявителю было отказано в допуске на основании пункта 7.8.3.4 конкурсной документации, а именно: в представленной декларации о соответствии отсутствует отметка о регистрации декларации в аккредитованном органе по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенном в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза в соответствии с статьей 6 Технического регламента ТС ТР 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
Согласно пункту 3.2 Документации: "В подтверждение качества продукции участник, должен предоставить:
копии деклараций о соответствии, выданных в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года N 982".
Подпунктом 7.8.3.1 пункта 7.8 Документации установлено: "непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности".
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что заявка Заявителя содержит копии деклараций о соответствии не соответствующих форме документов выдаваемых органами сертификации, стандартизации.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования об обязательном наличии в составе заявки декларации соответствия в подтверждение качества поставляемого товара, не подтверждает никаких технических условий Документации, а также ограничивает количество участников закупочной продукции.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования к участникам Конкурса в качестве обязательного требований и отказ в допуске участникам Конкурса противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушает часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту 3 пункта 201 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 3.2 Документации установлено, что в конкурсной заявке участника должны быть изложены условия, соответствующие требованиям технического задания.
Согласно пункту 7.8.3.1 участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.
В соответствии с "Техническим заданием" Документации:
Прокладка для рельсовых скреплений железнодорожного пути
ОП-366
ГОСТ Р 56291-2014
II Категория Исполнение ДД
Согласно пункту 8.8.5 Документации: "Если участником конкурса предлагается эквивалентный товар, участник в техническом предложении должен отразить соответствующую информацию по каждому наименованию эквивалентного товара".
Комиссия ФАС России изучив Документацию представленную представителями Заказчика пришла к выводу, что установленные требования к техническим характеристикам предмета не дают однозначно определить параметры эквивалентности, поскольку такие параметры отсутствуют в Приложении 14 Документации, что не позволяет участникам Конкурса предложить в своей заявке на участие эквиваленты с техническими характеристиками соответствующим техническим характеристикам установленным Заказчиком в Документации.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика, Организатора предусмотрен пунктом 1.1.3 Положения о закупке.
Пунктом 2.1 Документации установлено: "Участник должен являться производителем Товара, предлагаемой к поставке, либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем Товара либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора, с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем".
Подпунктом 2.2 пункта 2 Документации установлено: "У участника должна иметься система менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования.
В подтверждение наличия системы менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования участник в составе заявки представляет:
действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы".
Вместе с тем, данное требование является подтверждением соответствия системы менеджмента качества организации и установление данного требования в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки.
Также, Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед Заказчиком за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 6.4.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед Заказчиком (пункт 5.4.3.7);
- непричинение вреда имуществу Заказчику (пункт 6.4.3.8)".
Также, Приложениями N 4, 5 к Документации установлены перечни банков, приемлемых для обеспечения конкурсной заявки (в количестве 51 банка) и обеспечения исполнения договора (в количестве 10 банков)
При этом представление банковской гарантии, выданной любыми другими банками, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.
Вместе с тем Положением о закупке не установлен минимальный срок заключения договора по итогам закупки.
Согласно пункту 9.3.2 Документации Заказчик направляет участнику конкурса, с которым заключается договор проект договора в течение 20 (двадцати) дней с даты опубликования итогов конкурса на сайтах.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, пояснениям представителей Заказчика дата подведения итогов Конкурса 22.04.2016.
Дата заключения договора по итогам проведения Конкурса 29.04.2016.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что исключение, сокращение или установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла и направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России ранее выдано Заказчику обязательное к исполнению предписание от 18.03.2016 по делу N 223ФЗ направленное на устранение данного нарушения, в связи с чем в данной части предписание не выдавать.
Заказчик не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, что установление требования об обязательном наличии в составе заявки декларации соответствия в подтверждение качества поставляемого товара, не подтверждает никаких технических условий Документации, а также ограничивает количество участников закупочной продукции.
Таким образом, установление вышеуказанного требования к участникам Конкурса в качестве обязательного требований и отказ в допуске участникам Конкурса противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушает часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе, комиссия Заказчика рассматривала заявку Заявителя на предмет соответствия требованиям, изложенным в конкурсной документации, следовательно, действовала в соответствии с должностными обязанностями и Положением о закупках.
Таким образом, довод Заявителя о том, что его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии Заказчика, неправомерно принявшей решение об отказе в допуске заявки Заявителя на участие в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что Решение ФАС России от 17.05.2016 по делу N 223ФЗ-199/16 является правомерным, издано в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2016 г. по делу N А40-127484/2016-92-1091)
3. Порядок оценки заявок, установленный заказчиком в документации о закупке, должен позволять выявить лучшее предложение участников закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика казённого предприятия (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилые дома переменной этажности с подземной автостоянкой со встроено-пристроенными первыми нежилыми этажами, встроено-пристроенным ДОУ на 120 мест (далее - Жалоба; Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Победителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с установленным порядком оценки, участник закупки, имеющий опыт строительства в других регионах, в том числе, если общая площадь построенных им зданий больше, чем у другого участника закупки, имеющего опыт строительства на территории города Москвы, получает меньшее количество баллов, что приводит к ограничению прав прав участников Конкурса, имеющих опыт работы, связанный с предметом договора, в иных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, выполнение работ на определенной территории не подтверждает более сложный характер строительства таких работ и не является показателем наибольшей квалификации участника Конкурса по строительству в сравнении с опытом работ на других территориях.
Кроме того, согласно установленному в Документации порядку оценки заявок на участие в Конкурсе учитывается строительство исключительно объектов жилищного назначения.
Объекты жилищного назначения и нежилого назначения входят в группу "Жилищно-гражданское строительство". При выполнении работ по организации строительства объектов жилищного назначения и нежилого назначения требуется наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Учитывая изложенное, в соответствии с установленным порядком оценки заявок на участие в Конкурсе необоснованно ограничена возможность участия в Конкурсе лиц, имеющих опыт по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе нежилого назначения.
Согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" Заказчиком оцениваются следующие показатели: "Предложение по методам производства работ", "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды".
Количество присваиваемых баллов по указанным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" зависит от представления участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учётом/ без учёта специфики строительства по объекту закупки.
При этом, согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации "специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается Заказчиком под "методами производства работ" и какие "методы производства работ" подлежат оценке, каким образом Заказчик определяет представление участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учётом/ без учёта специфики строительства по объекту закупки.
Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.3 Положения о закупке.
Пунктом 25.3 Положения о закупке установлено, что "договор должен быть заключен Заказчиком не ранее десяти дней со дня размещения в ЕИС протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола".
Аналогичное требования к сроку заключения договора установлено пунктом 23.4 Документации.
Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 20.05.2016 N 316 размещен в ЕИС 23.05.2016.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС и пояснениям представителя Заказчика договор по результатам Конкурса заключен 30.05.2016, то есть на седьмой день со дня размещения в ЕИС протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Указанные действия Заказчика противоречат пункту 23.4 Документации, пунктам 1.3, 25.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Установленный в Документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, а также выявить наиболее квалифицированного подрядчика в связи со следующим.
В соответствии с установленным порядком оценки, участник закупки, имеющий опыт строительства в других регионах, в том числе, если общая площадь построенных им зданий больше, чем у другого участника закупки, имеющего опыт строительства на территории города Москвы, получает меньшее количество баллов, что приводит к ограничению прав прав участников Конкурса, имеющих опыт работы, связанный с предметом договора, в иных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, выполнение работ на определенной территории не подтверждает более сложный характер строительства таких работ и не является показателем наибольшей квалификации участника Конкурса по строительству в сравнении с опытом работ на других территориях.
Кроме того, согласно установленному в Документации порядку оценки заявок на участие в Конкурсе учитывается строительство исключительно объектов жилищного назначения.
Объекты жилищного назначения и нежилого назначения входят в группу "Жилищно-гражданское строительство". При выполнении работ по организации строительства объектов жилищного назначения и нежилого назначения требуется наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); 33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Учитывая изложенное, выводы ответчика о том, что в соответствии с установленным порядком оценки заявок на участие в Конкурсе необоснованно ограничена возможность участия в Конкурсе лиц, имеющих опыт по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе нежилого назначения, правомерны и обоснованны.
Согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" Заказчиком оцениваются следующие показатели: "Предложение по методам производства работ", "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды".
Количество присваиваемых баллов по указанным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" зависит от представления участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учетом/ без учета специфики строительства по объекту закупки.
При этом, согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации "специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается Заказчиком под "методами производства работ" и какие "методы производства работ" подлежат оценке, каким образом Заказчик определяет представление участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учетом/ без учета специфики строительства по объекту закупки.
Таким образом, выводы ответчика, изложенные в п. 2 оспариваемого решения о том, что в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, правомерен и обоснован. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2016 г. по делу N А40-156155/16-153-752)
4. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик) при проведении конкурса в бумажной форме на право заключения договора поставки лекарственных препаратов в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 4.3.3 Документации установлено: "Разъяснение с ответом на запрос, поступивший в сроки, установленные в п. Поставщик, заинтересованный в предмете закупки, вправе направить организатору закупки запрос о разъяснении положений документации о закупке, начиная с момента официального размещения извещения и документации о закупке, в срок не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок, организатор закупки обязуется официально разместить не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок".
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.
Подпунктом 2.1.1 пункта 20.21 Положения о закупке установлено: "договор по итогам процедуры закупки заключается в случае проведения торгов - не ранее 10 (десяти) дней и не позднее 30 (тридцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги торгов, если иной срок, начиная с десятого дня, не был указан в извещении и / или документации о закупке".
Протокол подведения итогов от 12.07.2016 N 4 размещен в ЕИС 14.07.2016.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что по результатам проведения Конкурса заключен договор от 18.07.2016 N BIO/152 с победителем Конкурса АО "Ф".
Таким образом, Заказчиком нарушен срок заключения договора, предусмотренный Положением о закупке, что нарушает часть 1 статью 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев дело, пришел к следующим выводам "В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.
Подпунктом 2.1.1 пункта 20.21 Положения о закупке установлено: "договор по итогам процедуры закупки заключается в случае проведения торгов - не ранее 10 (десяти) дней и не позднее 30 (тридцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги торгов, если иной срок, начиная с десятого дня, не был указан в извещении и / или документации о закупке".
Протокол подведения итогов от 12.07.2016 N 482 размещен в ЕИС 14.07.2016. Вместе с тем, как установлено Комиссией ФАС России, 18.07.2016 по результатам проведения Конкурса заключен договор от N ВЮ/152-2/16 с победителем Конкурса АО "Фармасинтез".
Ссылка Заявителя на пункт 20.2.1 Положения о закупке, согласно которому при проведении закупки у единственного поставщика договор заключается после официального размещения извещения и документации о закупке, является несостоятельным и отклоняется, так как Заявителем на основании статьи 12 Положения о закупке размещена конкурентная процедура, а именно конкурс.
Таким образом, выводы ответчика, изложенные в п. 2 оспариваемого решения о том, что Заказчиком нарушен срок заключения договора, предусмотренный Положением о закупке, что нарушает часть 1 статью 2 Закона о закупках, правомерен и обоснован."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2016 г. по делу N А40-171802/16-153-885)
5. Заказчик не вправе требовать в составе заявки участника закупки документы организации, которая будет привлечена к исполнению договора в качестве субподрядчика.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик), организатора (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса логистических услуг (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 3.5 Технического задания Документации экспедитор по поручениям Заказчика осуществляет страхование грузов в ОАО "СОГАЗ" на время перевозки (в том числе складского хранения) от рисков утраты, гибели или повреждения.
Кроме того, проектами договоров предусмотрено, что:
По настоящему Договору Экспедитор обязуется выполнить комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанный с приемом груза на станции/пункте получения, перевозкой грузов всеми видами транспорта, хранением грузов, погрузо-разгрузочными работами, оформлением перевозочных документов, проведением входного/сдаточного контроля, сюрвейерскими услугами, страхованием груза, а также с и/или выполнением иных транспортно-экспедиционных услуг, согласованных сторонами (пункт 1.1 проекта договора);
Экспедитор в течение 15 рабочих дней с момента заключения договора страхования, но не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Клиенту подтверждающие документы:
копию страхового полиса (генерального страхового полиса, сводной декларации), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
реестр застрахованного оборудования, заверенный подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
копию платежного поручения, заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
расшифровку к платежному поручению (в случае, если одним платежным поручением оплачивается несколько полисов), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
копию генерального полиса (договора страхования, сводной декларации), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора (предоставляется единовременно) (пункт 2.1.18.1 проекта договора);
Экспедитор вправе требовать от Клиента оплаты услуг, оказанных по Договору, а также возмещения затрат на страхование груза в ОАО "СОГАЗ" в случае, если страхование было предусмотрено Поручением Экспедитору (пункт 2.2.5 проекта договора).
Вместе с тем, установление указанного требования отграничивает круг потенциальных участников Запроса предложений, а также соответствие указанному требованию зависит от волеизъявления третьего лица (ОАО "СОГАЗ"), что противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, Документацией установлены следующие требования:
Соисполнители (субподрядчики), привлекаемые Претендентом для исполнения договора, должны также соответствовать требования к Претендентам закупки (пункт 1.4.4 Документации);
Участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально-технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.). в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
Пунктом 3.8.1 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей Участника, выполняющих важные компоненты работ или работы, в который включены, в том числе, следующие документы:
- копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- формы - Анкета Участника (Форма 2), Справка о выполнении аналогичных договоров (Форма 3);
- Справка о материально-технических ресурсах (Форма 4);
- Справка о кадровых ресурсах Участника (Форма 5) (с заменой в формах "Участник" на "субподрядчик/соисполнитель")".
Вместе с тем, установление требования о соответствии соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых претендентом для исполнения договора, требованиям, предъявляемым к участнику закупки, подающему заявку на участие в Запросе предложений, противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Документацией установлены следующие требования к участникам Запроса предложений:
Участник не менее 3-х лет (желательно), предшествующих настоящему запросу предложений, должен оказывать услуги аналогичные по характеру, объему и степени сложности услугам, указанным в настоящей документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации и пункт 1.4.2.2 Документации);
Участник должен иметь квалифицированный персонал, имеющий стаж работы по предмету ЗП на менее 3-х лет, в том числе водительский состав, имеющего водительский стаж не менее 3-х лет с опытом работы (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
Предоставление участниками Запроса предложений копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для осуществления логистических услуг (пункт 4.1.21 и 4.1.22 Информационной карты Документации);
Участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально-технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.). в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
Предоставление участниками Запроса предложений документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения и квалифицированного персонала в соответствии с требованиями Приложения N 2 (Техническая часть) и пункта 4.1.21 Информационной карты Документации (пункт 4.1.29 Информационной карты Документации);
Претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (пункт 1.4.2.1 Документации);
При этом из Документации не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, какие именно лицензии и разрешительные документы необходимо иметь участнику Запроса предложений, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под "профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией".
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 3.5 Технического задания Документации экспедитор по поручениям Заказчика осуществляет страхование грузов в ОАО "СОГАЗ" на время перевозки (в том числе складского хранения) от рисков утраты, гибели или повреждения.
Кроме того, проектами договоров предусмотрено, что по настоящему Договору Экспедитор обязуется выполнить комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанный с приемом груза на станции/пункте получения, перевозкой грузов всеми видами транспорта, хранением грузов, погрузо-разгрузочными работами, оформлением перевозочных документов, проведением входного/сдаточного контроля, сюрвейерскими услугами, страхованием груза, а также с и/или выполнением иных транспортно-экспедиционных услуг, согласованных сторонами (пункт 1.1 проекта договора); Экспедитор в течение 15 рабочих дней с момента заключения договора страхования, но не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Клиенту подтверждающие документы: копию страхового полиса (генерального страхового полиса, сводной декларации), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора; реестр застрахованного оборудования, заверенный подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора; копию платежного поручения, заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора; расшифровку к платежному поручению (в случае, если одним платежным поручением оплачивается несколько полисов), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора; копию генерального полиса (договора страхования, сводной декларации), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора (предоставляется единовременно) (пункт 2.1.18.1 проекта договора);
Экспедитор вправе требовать от Клиента оплаты услуг, оказанных по Договору, а также возмещения затрат на страхование груза в ОАО "СОГАЗ" в случае, если страхование было предусмотрено Поручением Экспедитору (пункт 2.2.5 проекта договора).
Вместе с тем, установление указанного требования отграничивает круг потенциальных участников Запроса предложений, а также соответствие указанному требованию зависит от волеизъявления третьего лица (ОАО "СОГАЗ"), что противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, Документацией установлены следующие требования: Соисполнители (субподрядчики), привлекаемые Претендентом для исполнения договора, должны также соответствовать требования к Претендентам закупки (пункт 1.4.4 Документации); Участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально- технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.). в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
Пунктом 3.8.1 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей Участника, выполняющих важные компоненты работ или работы, в который включены, в том числе, следующие документы: копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; формы - Анкета Участника (Форма 2), Справка о выполнении аналогичных договоров (Форма 3); Справка о материально-технических ресурсах (Форма 4); Справка о кадровых ресурсах Участника (Форма 5) (с заменой в формах "Участник" на "субподрядчик/соисполнитель")".
Вместе с тем, установление требования о соответствии соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых претендентом для исполнения договора, требованиям, предъявляемым к участнику закупки, подающему заявку на участие в Запросе предложений, противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2016 г. по делу N А40-2185/16-148-11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.