Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 73-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Гусиноозерская ГРЭС" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/128 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" (филиал "Гусиноозерская ГРЭС")" (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 марта 2016 г. N 2/20), по апелляционной жалобе акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Гусиноозерская ГРЭС" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 июня 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" - Княгининой О.Н., Покотило Д.И., Хамнуева В.Г., представителя филиала акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" "Гусиноозерская ГРЭС" Суменкова Ю.П., представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Гусиноозерская ГРЭС" (далее - общество) обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/128 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" (филиал "Гусиноозерская ГРЭС")" (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 марта 2016 г. N 2/20).
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 7 июня 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия и прокуратура Республики Бурятия представили возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Республики Бурятия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба по тарифам) в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 г. N 29 является органом исполнительной власти Республики Бурятия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию на территории республики.
Приказом Службы по тарифам от 30 ноября 2015 г. N 2/128 (в редакции приказа от 24 марта 2016 г. N 2/20) установлены тарифы для общества, действующие со дня официального опубликования приказа до 31 декабря 2018 г.
Приложением N 1 к приказу установлены одноставочные тарифы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов но схеме подключения на период со дня официального опубликования по 30 июня 2016 г. в размере 1 370,39 руб./Гкал, на 2 полугодие 2016 г. - 1 429,98 руб./Гкал, на 1 полугодие 2017 г. - 1 429,98 руб./Гкал, на 2 полугодие 2017 г. - 1 505,79 руб./Гкал, на 1 полугодие 2018 г. - 1 505,79 руб./Гкал; на 2 полугодие 2018 г. - 1 585,98 руб./Гкал.; для населения - на период со дня официального опубликования по 30 июня 2016 г. в размере 1 617,06 руб./Гкал, на 2 полугодие 2016 г. - 1 687,38 руб./Гкал, на 1 полугодие 2017 г. - 1 687,38 руб./Гкал, на 2 полугодие 2017 г. - 1 776,83 руб./Гкал, на 1 полугодие 2018 г. - 1 776,83 руб./Гкал; на 2 полугодие 2018 г. - 1 871,46 руб./Гкал.
Приложением N 2 к приказу установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов. Данными параметрами базовый уровень операционных расходов для общества установлен в следующих размерах: на 2016 год - 30 385,47 тыс. руб., на 2017 год - 63 248,95 тыс. руб., на 2018 год - 66 060,37 тыс. руб.
Данный приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованными на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 4 декабря 2015 г.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод индексации установленных тарифов, метод сравнения аналогов.
Исходя из пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество представило в Службу по тарифам заявление от 29 апреля 2015 г. об установлении тарифов на тепловую энергию на 2016 год методом индексации установленных тарифов, представив свои предложения и расчетные таблицы.
Общая сумма заявленных расходов общества для расчета необходимой валовой выручки на тепловую энергию, поставляемую потребителями на 2016 год по данным предприятия, составила 301 798,13 тыс. руб. исходя из расчета баланса тепловой энергии в 3,8055% и индекса потребительских цен на 2015 год в размере 1,045.
При принятии оспариваемого приказа в первоначальной редакции от 30 ноября 2015 г., органом регулирования произведена корректировка баланса тепловой энергии от предложения предприятия и удельного расхода условного топлива, в результате чего распределение составило 96,675 % на электрическую энергию и 3,325 % на тепловую энергию. Корректировка производилась с учетом выработки электрической и тепловой энергии в соответствии со "Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 30 октября 2015 г. N 1030/15-ДСП и нормативов удельного расхода топлива на 2016 г., утвержденных приказом Минэнерго РФ от 25 августа 2015 г. N 592 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2016 г.".
В дальнейшем приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 30 ноября 2015 г. N 1184/15-ДСП внесены изменения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2016 г., в результате чего изменена выработка электрической энергии по Гусиноозерской ГРЭС, что в свою очередь привело к перераспределению затрат между электрической и тепловой энергией в сторону снижения процента распределения, приходящегося па тепловую энергию.
Приказом ФАС России от 12 ноября 2015 г. N 1086/15 "Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2016 г." установлены предельные (максимальные и минимальные) уровни тарифов на тепловую энергию по Республике Бурятия в размере 751,83 руб. и 757,17 руб. соответственно с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г.; 751,83 руб. и 776,88 руб. соответственно с 1 июля 2016 г. по 30.12.2016 г.
Приказом Службы по тарифам от 24 марта 2016 г. N 2/20 установленные, оспариваемым приказом тарифы, согласно пункту 7 Правил регулирования цен (тарифов), приведены в соответствии с действующим законодательством. В результате чего приведенные выше оспариваемые тарифы установлены, исходя из корректировки баланса тепловой энергии и удельного расхода условного топлива в размере 97,0441% на электрическую энергию и 2,9559% на тепловую энергию.
Из материалов дела следует, что в первом (базовом) периоде долгосрочного регулирования регулирующим органом для расчета тарифа на тепловую энергию применен метод экономически обоснованных затрат и в порядке пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) проведена экспертиза поступившего предложения об установлении соответствующих тарифов.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
По статье "Расходы на приобретение сырья и материалов" обществом заявлены расходы на сырье, основные и вспомогательные материалы в размере 13 482,37 тыс. руб. (исходя из баланса тепловой энергии в 3,8055% и ИПЦ 1,045), из которых расходы на эксплуатационные материалы составили 4 725,85 тыс. руб., на материалы по охране труда - 1 705,69 тыс. руб., на ремонт - 6 895,70 тыс. руб.).
В составе расходов на вспомогательные материалы отражается стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства, затраты на запасные части и комплектующие для автотранспорта, для ремонта оборудования, затраты на ГСМ, вспомогательные материалы на эксплуатацию, фильтрующие и химреагенты, материалы для обслуживания ИТ оборудования, материалы для обслуживания линий и средств связи, материалы по пожарной безопасности, канцелярские расходы, расходы на охрану труда, затраты на материалы на ремонт.
Органом регулирования по данной статье приняты расходы в размере 7 735,53 тыс. руб.
Экспертом из состава расходов исключены, как экономически необоснованные, расходы на материалы и обслуживание автомобилей представительского класса (10 автомобилей), которые не участвуют в производственном процессе и произведена корректировка индекса потребительских цен на 2016 год в размере 1,074 согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый 2017-2018 годы.
Кроме того, органом регулирования исключены в полном объеме затраты на экскаватор ЭО 2621 г/н РР 1448, в связи с отсутствием документов, подтверждающих нахождение указанного транспортного средства в собственности у предприятия, и расходов на автобус Азия Космос г/н В 942 ЕТ для перевозки персонала станции, в связи с непредставлением обществом документального подтверждения необходимости оказания таких услуг.
Также в связи с отсутствием документального подтверждения уменьшены расходы топлива в результате перерасчета среднего пробега транспортных средств, с предлагаемого предприятием в размере 112 433 км до 54 337 км.
Корректировка размера затрат по названной статье также произведена органом регулирования в результате уменьшения расходов на вспомогательные материалы с заявленных обществом 1 200,42 тыс. руб. до 895,08 тыс. руб. При этом исключены в полном объеме затраты на кислородные баллоны (7 штук) и гербицид Арсенал, как экономически необоснованные. Принятые органом регулирования затраты пересчитаны исходя из цен, указанных в прайс-листах на мешковину, ящик с понижающим трансформатором, ключ рожковый, редуктор баллонный, рукав для газовой сварки. Уменьшение затрат, помимо перечисленного, произошло в результате ошибки предприятия в расчетах при обосновании затрат в указанной части.
Расходы на спецодежду и СИЗ приняты органом регулирования на уровне затрат, включенных в тариф на 2015 год, что не противоречит общим принципам ценообразования в сфере теплоснабжения.
Затраты предприятия на материалы приняты органом регулирования в размере 3 396,77 тыс. руб. против заявленных обществом 6 895,70 тыс. руб.
Корректировка данных затрат в сторону уменьшения произведена Службой по тарифам, помимо перераспределения сумм согласно доли, приходящейся на тепловую энергию, также в результате принятия расходов на уровне затрат, включенных в расчет тарифа на 2015 год в связи с отсутствием дефектных ведомостей.
В соответствии с разделом 7 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13 декабря 2000 г. N 285 на все виды ремонта основного оборудования трубопроводов, зданий и сооружений должны составляться перспективные и годовые графики, которые разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.
В связи с непредставлением обществом в Службу по тарифам дефектных ведомостей, на основании которых составлены указанные выше графики, планы и программы ремонтов, то орган регулирования обоснованно исключил затраты на материалы на ремонт в заявленном обществом размере как документально неподтвержденные.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э) расходы на приобретение энергоресурсов (электрической энергии) рассчитываются по установленной формуле исходя из объема потребления энергоресурса, с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования, и плановой стоимости покупки единицы энергетического ресурса в расчетном периоде регулирования.
Согласно экспертному заключению расходы на электрическую энергию на производство и передачу тепловой энергии приняты органом регулирования в размере 10 989,89 тыс. руб. исходя из объема электроэнергии 2 480 100,1 кВт, против заявленных обществом 15 226,20 тыс. руб. (3 394 963,11 кВт).
Уменьшение объема электрической энергии произведено экспертом в результате исключения объема, приходившегося на хозяйственные нужды при производстве тепловой энергии (11412 кВт) и исключения объемов электроэнергии, приходившейся на хозяйственные нужды при передаче тепловой энергии, не относящейся к производственному процессу (62 152,74 кВт), а также в результате уменьшения объема электроэнергии, приходящейся на производственные нужды при производстве и передаче тепловой энергии на 3 657,27 кВт и 826 641 кВт, соответственно. Указанный перерасчет произведен органом регулирования исходя из установленного оборудования и количества отопительных дней в среднем за 5 лет в размере 236 дней.
Исключая из состава расходов затраты на хозяйственные нужды (уличное освещение, электроплитку, розетки и прочие), орган регулирования исходил из отсутствия указанных видов расходов в перечне затрат электроэнергии на производство тепловой энергии, указанном с пункте 6.1.1 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Росстроя РФ от 12 августа 2003 г.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
По статье "Расходы на ремонт основных средств" обществом заявлены расходы на проведение ремонта оборудования на общую сумму 4 175,93 тыс. руб.
Затраты на ремонт сформированы на основании годового графика ремонта энергоблоков, разработанного на основании действующей нормативно-технической документации, технического состояния основного оборудования электростанции.
По результатам проведенного анализа представленных материалов, экспертом Службы по тарифам затраты по данной статье уменьшены до 1 520,07 тыс. руб. Корректировка расходов произведена с учетом распределения затрат между электрической и тепловой энергии (2,9559%), а также с учетом принятия затрат на уровне фактических затрат 2014 г. с применением ИПЦ на 2015 г. - 1,045 и на 2016 г. - 1,074, что не противоречит подпункту "в" пункта 28 Основ ценообразования.
По статье затрат "Амортизация основных средств и нематериальных активов" обществом заявлены к включению в необходимую валовую выручку на 2016 год амортизационные отчисления а размере 18 618,8 тыс. руб., произведенные обществом в соответствии с инвестиционной программой и планом ввода основных фондов в 2014-2019 годах.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования и пунктом 29 Методических указаний N 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Принимая в качестве экономически обоснованных затрат по указанной статье 348 611,82 тыс. руб., в том числе 10 304,62 тыс. руб., приходящихся на тепловую энергию в доле 2,9559% орган регулирования исходил из того, что уменьшение затрат произведено в результате перераспределения затрат между электрической и тепловой энергией, а также в результате принятия затрат на уровне фактических затрат на амортизационные отчисления в 2014 году, в связи с тем, что представленная инвестиционная программа не утверждена в установленном порядке и ввод основных средств по результатам реализации указанной программы признан необоснованным.
Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно экспертному заключению затраты на оплату труда представлены обществом в размере 65 422,90 тыс. руб., исходя из численности рабочих 125,7 чел. и тарифной ставки рабочего 1 разряда 17 281,8 руб.
Экспертом проведена корректировка численности персонала, ввиду изменения процента перераспределения затрат на тепловую и электрическую энергию в соответствии с принятым балансом производства и поставок электрической энергии. Численность работников, принятая экспертом, составила 117,5 ед., в том числе 39,19 ед., занятых на производстве энергии с коллекторов и 78,3 ед. - на производстве энергии с котельной и передаче ее. Тарифная ставка работника 1 разряда принята органом регулирования в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ на 2014-2016 годы, утвержденного Министерством регионального развития Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения от 9 сентября 2013 г. и составила 8 423,51 руб. с учетом коэффициента особенностей работ 1,4 и ИПЦ на 2016 год.
Судом установлено, что размер доплат к тарифным ставкам и должностным окладам, связанным с режимом работы и условиями труда, установлен также в соответствии с названным Отраслевым соглашением в размере 12,5%. Размер текущего премирования принят по предложению предприятия в размере 10%, размер вознаграждения за выслугу лет, выплат по итогам года принят на уровне фактических затрат 2014 года, районный коэффициент к зарплате принят в размере 30% - в соответствии с постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 25 августа 1980 г. N 255/14-55, размер северной надбавки также составил 30%. В результате среднемесячная заработная плата на 1 работника составила 33 885,8 руб.
Таким образом, затраты по данной статье приняты экспертом в размере 45 476,06 тыс. руб. Расчет расходов по данной статье соответствует требованиям пункта 42 Основ ценообразования.
Отчисления на социальные нужды произведены Службой по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и в связи с уменьшением фонда оплаты труда на 2016 год обоснованно приняты регулирующим органом в размере 13 788 тыс. руб. вместо предлагавшихся обществом 19 829 тыс. руб.
По статье "Расходы на обязательное страхование, уплату налогов и других обязательных платежей" обществом заявлены расходы в размере 3 198 тыс. руб. (исходя из доли затрат на тепловую энергию в размере 3,8055%), в том числе расходы на оплату страхования транспортных средств; страхование по программе добровольного медицинского страхования, страхование от несчастных случаев и болезней; обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОПО и ГТС); добровольное страхование ОПО и ГТС; страхование основных средств производственного назначения.
Экспертом в результате рассмотрения обосновывающих материалов, предложенная обществом сумма скорректирована до 1 490,55 тыс. руб. (исходя из доли, приходящейся на тепловую энергию в размере 2,9559%). Из состава необходимой валовой выручки обоснованно исключены расходы на страхование автотранспорта представительского класса, как не относящихся к производственному процессу, а также расходы на добровольное медицинское страхование и добровольное страхование от несчастных случаев, так как данные виды страхования не являются обязательными, и возложены на предприятие не в силу закона, а в связи с заключением соответствующего коллективного договора на добровольной основе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 44 Основ ценообразования, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).
Так согласно экспертному заключению по статье "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями" обществом для включения в тариф заявлены расходы в размере 5 504,17 тыс. руб. (исходя из доли затрат на тепловую энергию в размере 3,8055%), в том числе расходы па оплату информационных и вычислительных услуг по 8 договорам; расходы на связь; обслуживание контрольно-кассовых машин; оплата военизированной пожарной охраны; услуги коммунального хозяйства, включая уборку бытовых и производственных помещений, озеленение территории ГРЭС, обслуживание квартир, выполнение столярно-плотницких работ.
Принимая в качестве экономически обоснованных затрат по указанной статье 3 216,59 тыс. руб., приходящиеся на тепловую энергию в доле 2,9559%, орган регулирования учел перераспределение затрат между электрической и тепловой энергией, а также исключение расходов на информационное обслуживание по договорам от 31 декабря 2013 г. N Д/УЭГ/28/01/1793, от 26 сентября 2014 г. N ИРИТ-2014-100Д, заключенным с ООО "Интер РАО ИТ" в размере 1 132,40 тыс. руб., как экономически необоснованных, расходов на озеленение территории ГРЭС, обслуживание квартир, выполнение столярно-плотницких работ - а размере 344,57 тыс. руб., как экономически нецелесообразных, а также расходов на сотовую связь в размере 64,57 тыс. руб.
По статье затрат "Другие расходы" органом регулирования включены в состав необходимой валовой выручки на 2016 год 154,04 тыс. руб. против заявленных обществом 1 037,89 тыс. руб.
Корректировка затрат в сторону уменьшения произведена регулирующим органом в связи с перераспределением затрат между электрической и тепловой энергией, а также в результате исключения расходов на подписку, на средства массовой информации и рекламу, представительские расходы - в связи с отсутствием их экономического обоснования, а также в результате исключения расходов на агентские договоры с гражданами на предоставление услуг, связанных со сбором за тепловую, энергию - по причине непредставления договоров на 2016 г. Также органом регулирования уменьшены расходы на техосмотр и ремонт собственного и арендованного транспорта с 8,15 тыс. руб. до 2,535 тыс. руб. по причине принятия расходов только на технический осмотр.
Расходы на инкассацию и охранные знаки приняты органом регулирования в размере 113,42 тыс. руб. вместо предлагавшихся предприятием 383,41 тыс. руб.
Расчет расходов произведен исходя из фактически понесенных обществом расходов в 2014 году с учетом ИПЦ на 2015 и 2016 годы. По статье затрат "Арендная плата" обществом заявлены расходы на аренду недвижимого имущества (тепловые сети г. Гусиноозерск) в размере 9 320,2 тыс. руб.
Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата, включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
По результатам произведенной экспертизы материалов, представленных обществом для установления тарифа (договор аренды муниципального имущества от 1 июля 2014 г. N 1/06-У00-0921-13, правовые акты Администрации г. Гусиноозерск, регламентирующие порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов в составе имущества казны МО ГП "Город Гусиноозерск", учетную политику общества), расходы по указанной статье затрат в заявленном обществом размере признаны органом регулирования необоснованными, поскольку на момент установления тарифа 30 ноября 2015 г. в материалах тарифного дела отсутствовала информация о фактически начисленной амортизации собственником имущества.
Информация о фактически начисленной амортизации представлена обществом в Службу по тарифам только 14 декабря 2015 г., то есть после проведения экспертизы и утверждения размера тарифа приказом от 30 ноября 2015 г. N 2/128.
Поскольку внесенные 24 марта 2016 г. изменения в приказ от 30 ноября 2015 г. N 2/128 касались исключительно корректировки баланса тепловой энергии, у органа регулирования отсутствовали правовые основания для изменения установленного размера тарифа, с учетом вновь предоставленной информации о размере амортизации.
Довод общества об обязанности органа регулирования истребовать у него дополнительные сведения, является необоснованным, поскольку обязанность предоставления таких сведений, в силу положений Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возложена на регулируемую организацию.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Учитывая изложенное, не включение указанных выше затрат по аренде не лишает общество возможности включить понесенные в 2016 году расходы по аренде, в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в тариф на следующий период регулирования.
Также согласно экспертному заключению по статье "Результаты деятельности общества до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" обществом заявлены выпадающие доходы, подлежащие возмещению в 2016 году в размере 31 713 тыс. руб., в том числе 27 999 тыс. руб. - выпадающие доходы за 2014 год, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим и 3 714 тыс. руб. - выпадающие доходы, связанные с занижением рекомендованной нормы нагрева 1 м3 ГВС, полученные по факту 2014 года.
В результате анализа фактических затрат на 2014 год экономически необоснованными признаны расходы в сумме 49 219,74 тыс. руб., а подлежащими учету - 55 823,38 тыс. руб., в том числе 52 109,24 тыс. руб. от снижения полезного отпуска. Таким образом, в качестве выпадающих доходов орган регулирования обоснованно учел сумму в размере 6 603,64 тыс. руб., которая в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования распределена на весь долгосрочный период регулирования (на 2016 г. - 3 194,18 тыс. руб., на 2017 год - 1 452,8 тыс. руб., на 2018 год - 1 956,66 тыс. руб.).
В связи с документальным подтверждением расходов 2014 года в 2015 году орган регулирования обоснованно учел их на следующий период регулирования - 2016-2018 годы.
В соответствии с пунктом 48.1 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2-8 пункта 33 настоящего документа, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Согласно экспертному заключению органом регулирования расходы по данной статье на 2016 год приняты в размере 2 829,60 тыс. руб. против заявленной обществом 7 557 тыс. руб.
Расчет размера предпринимательской прибыли произведен органом регулирования в соответствии с пунктами 33, 48.1 Основ ценообразования исходя из расходов, связанных с производством и реализацией продукции без учета расходов, связанных с приобретением теплоэнергии и ее передачей.
По статье затрат "Налог на прибыль" органом регулирования приняты в состав необходимой валовой выручки на 2016 год расходы в размере 711,64 тыс. руб. против заявленных обществом 1 892 тыс. руб.
Налог на прибыль учтен в размере 20% от величины затрат, осуществляемых за счет прибыли.
Поскольку требования по данной статье производны от требований по статье затрат "Предпринимательская прибыль", то в связи с корректировкой в сторону уменьшения размера прибыли, размер налога на нее также уменьшен.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия суда от 7 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Гусиноозерская ГРЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 73-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был