Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряжённости, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ и Федеральной авиационный службой РФ 13, 14 октября 1997 г.)
В современных условиях обострились противоречия между научно-техническими достижениями в Гражданской авиации (ГА) и возможностями человеческого организма. Существенно возросло воздействие целого комплекса негативных факторов, отрицательно влияющих на организм членов экипажей воздушных судов (ВС), непосредственно влияющих на профессиональную работоспособность, общее и профессиональное здоровье и, как следствие, на безопасность полетов.
В период 1992-1997 гг. аварийность на воздушном транспорте в ГА России (и СНГ) значительно возросла: только в 1996 г. на всех типах ВС произошло 57 авиационных происшествий, в том числе 20 катастроф с гибелью 292 человек. Более того, по сравнению с 1995 г. количество катастроф увеличилось, возросло число погибших пассажиров и членов экипажа.
Доминирующим из всех факторов, которые приводят к авиационным происшествиям (АП), продолжает оставаться человеческий фактор. Более 80% АП связано с деятельностью лётного состава.
Применяемые в настоящее время средства медико-технической и социальной защиты членов экипажей воздушных судов ГА, в результате резкого снижения социальной защищенности членов экипажей ВС ГА России, не могут компенсировать в достаточной степени воздействие указанного фактора, и это значительно снижает профессиональную надежность членов экипажей воздушных судов.
Безопасность Полетов является подсистемой в общей системе безопасности страны, следовательно, обеспечение Безопасности Полетов носит общегосударственный характер, что обуславливает необходимость решения и совершенствования способов социальной защиты членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации со стороны государства.
Целью данной работы является обобщение, детальный анализ условий труда членов экипажей воздушных судов, определение влияния условий труда на состояние здоровья (профессионального здоровья), продолжительность жизни, влияние условий труда на безопасность полетов, обоснование правовой и социальной защиты членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации России.
В зависимости от вида деятельности и конкретных полётных условий на организм членов экипажей ВС оказывает отрицательное влияние целый комплекс тяжёлых, вредных, опасных факторов, повышенная напряжённость и особый характер лётного труда.
Выводы
1. Летный труд характеризуется воздействием на организм тяжелых, вредных, опасных и напряженных условий труда (3 класс 3-4 степени), предопределяющих риск развития вышеописанных медицинских изменений и создающих постоянную угрозу для жизни, что соответствует требованиям списка N 1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/II-22 (ред. 22.10.90) "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день". Специфичность летного труда (в полете) состоит в том, что неустранимые факторы риска являются следствием тяжелых, вредных, опасных, напряженных условий производственной среды и непрерывности трудового процесса.
2. Наличие на рабочих местах летных экипажей объективных и постоянно действующих на организм вредных факторов, превышающих санитарные нормы и предельно допустимые концентрации, присутствие в летном труде неустранимых факторов риска утраты профессиональной трудоспособности и снижения уровня здоровья, развитие десинхроноза при полетах с пересечением нескольких временных поясов и чрезмерное психическое и эмоциональное напряжение с высокой социальной ответственностью сопровождаются истощением резервов организма, ранним биологическим старением пилотов, высоким уровнем заболеваемости и смертности (особенно в старших возрастных группах) лиц летного состава и снижением безопасности полетов, угрожающей жизни членов экипажа, пассажиров и населения.
3. Тяжелые, вредные, опасные, напряженные условия труда летных экипажей обуславливают преждевременную утрату профессии, потерю здоровья и общественно-трудовой активности из-за невостребованности летных навыков на земле. Наличие у 60-70% летного состава диагнозов само по себе является фактором риска снижения надежности действий экипажа в аварийных и нештатных условиях. Лица летного состава, имеющие диагнозы, чаще допускают ошибочные действия (в 2 раза) и встречаются с затруднениями в профессиональной деятельности (в 3 раза) по сравнению со здоровыми.
4. Степень воздействия совокупности тяжелых, вредных, опасных, напряженных условий труда на организм членов экипажей воздушных судов повышается в зависимости от увеличения продолжительности рабочей смены.
5. Утрата трудоспособности летным составом в результате воздействия тяжелых, вредных, опасных условий труда, имеющих особый характер, выступает профессиональным риском не только для здоровья, безопасности полетов, но и для национальной безопасности страны и обусловлена факторами, лежащими в зоне социально-экономической ответственности государства.
В гражданской авиации России происходит быстрое абсолютное и относительное увеличение группы летного состава старших возрастов (более 50 лет), допущенных к летной работе, в которой наблюдается самый высокий процент случаев заболеваний, сопровождающихся внезапной потерей работоспособности, что представляет растущую угрозу безопасности полетов. Снижение качества профессионально важных психических функций у пилотов старших возрастов сопровождается ростом нарушений в деятельности, увеличением числа ошибочных действий в полете и предпосылок к авиапроисшествиям. Процесс накопления в гражданской авиации лиц летного состава старших возрастов отрицательно влияет на безопасность полетов в стране.
6. Уменьшение воздействия вредных условий труда членов экипажей воздушных судов возможно только путем сокращения времени пребывания в условиях полета, а также снижения высот полета до значений менее 10 000 метров. С этой целью необходимо сокращение продолжительности летного времени в течение рабочего дня, рабочей недели и, соответственно, сокращение нормы летного времени за месяц и год, введения обязательных реабилитационных мероприятий, увеличенной продолжительности времени отдыха между выполнением полетов, обязательного ежегодного санаторно-курортного лечения, увеличенной продолжительности ежегодного отпуска.
7. Летный труд характеризуется особым характером труда, который определяется высокой вероятностью появления в полете особого состояния психической дезинтеграции анализаторных систем, инстинктов, сознательной и подсознательной сфер в виде пространственной дезориентации по отношению к гравитационной вертикали, обмана чувств.
Подобные состояния, хотя и являются физиологической реакцией на подмену силы тяжести вектором перегрузки, на необычные угловые скорости наблюдаемых объектов, на деформацию констант восприятия в бесконечности - в полете, вызывают сверхмощное психическое напряжение.
Примечание:
Источники "Обоснования..." содержатся в "Медицинской характеристике вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России".
Первый заместитель |
Г.Г. Онищенко |
Директор Федеральной |
Г.Н. Зайцев |
Согласовано
Президент профсоюза |
С.М. Плевако |
14 октября 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряжённости, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ и Федеральной авиационный службой РФ 13, 14 октября 1997 г.)
Текст документа официально опубликован не был
Настоящая характеристика подготовлена группой ведущих специалистов научных и отраслевых учреждений России. В работе использованы результаты НИР ведущих научно-исследовательских учреждений и организаций, занимающихся проблемами авиамедицины в России, материалы научных публикаций отечественных и зарубежных ученых и исследователей