Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика тяжёлых факторов труда членов лётных экипажей ВС ГА
Члены лётных экипажей ВС ГА - производственный контингент с весьма тяжёлыми условиями трудовой деятельности.
Особенности производственной среды, воздействие на организм различных факторов полёта, своеобразный распорядок дня определяют необходимость учёта тяжести труда членов лётных экипажей.
Понятие тяжести труда определяется зависимостью расхода энергии в процессе производственной деятельности. В зависимости от расхода энергии в процессе производственной деятельности всё трудоспособное население страны распределяется на пять групп.
В первую группу входят работники умственного труда, работа которых не связана с физическими нагрузками - энергозатраты которых за сутки составляют в среднем 2888 ккал.
Во вторую группу входят работники с лёгким физическим трудом, энергозатраты которых за сутки составляют в среднем 3000 ккал.
В третью группу входят работники среднего по тяжести труда, энергозатраты которых за сутки составляют 3200 ккал.
В четвёртую и пятую группы входят работники тяжёлого и очень тяжёлого труда, энергозатраты которых за сутки составляют 3700-4300 ккал соответственно.
Энергетические затраты членов экипажей в лётные дни составляют 3400-3600 ккал, что несколько меньше энергозатрат работников с тяжёлыми условиями труда, но больше, чем у работников с условиями средней тяжести труда. Кроме того, следует учесть, что повышение основного обмена, являющегося постоянной составляющей при любом виде деятельности, у лиц лётного состава оказывается весьма существенным по отношению к работникам других профессий, поскольку полёты на ВС характеризуются высокими нервно-эмоциональными нагрузками, в условиях повышенного профессионального риска, оказывающими значительное влияние и на расход энергии.
В период наблюдения за группой лиц лётного состава средний уровень энергозатрат в сутки составлял 3400-3600 ккал в сутки, тогда как энергетическая ценность съедаемого рациона составляла 3950-4015 ккал, то есть была на 13% выше энергозатрат. Это непосредственно связано с нервно-эмоциональным фактором в профессиональной деятельности лётного состава, которая возрастает по мере усложнения систем управления ВС, увеличения продолжительности рабочего времени, увеличения скорости и высоты полёта, а также элементов полёта при повышенной интенсивности воздушного движения.
Известно, что градиенты усилий на командных рычагах управления ВС при полных отклонениях достигают:
- Ту-154: на штурвале 20-25 кгс;
- на педалях до 100 кгс:
- Ан-12: на штурвале 29-37 кгс;
- Ил-86: на педалях до 95,0-112 кгс и так далее в отношении других ВС.
Наиболее тяжёлые условия труда членов лётных экипажей ВС ГА отмечаются на ВС не оборудованных автопилотами, бустерными управлениями, а также выполняющими многократные заходы и посадки (до 50 в день для авиации спецприменения и до 25 - в условиях аэродромных тренировок).
На основании перечисленного члены лётных экипажей ВС ГА относятся к 4-ой категории, то есть к категории работников с тяжёлыми условиями труда. (Руководство авиационному врачу по вопросам питания ЛС ГА ВТ 1986 МГАРЛЭ Ту-154, стр. 3, 22, п. В, 3., РТЭ Ан-12, р. 27.20.00. стp. 6. РЛЭ Ил-86, п. II. 20.3.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.