Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика вредных факторов труда членов экипажей ВС ГА
К вредным факторам труда членов экипажей ВС ГА, вызывающим отрицательные изменения, влияющим на профессиональное здоровье, профессиональную работоспособность, безопасность полётов следует отнести:
- высокие уровни авиационных шумов;
- повышенные уровни общей вибрации;
- колебания атмосферного давления при взлётах, посадках, наборе высоты и на снижении;
- пониженное парциальное давление кислорода в кабинах (гипоксия);
- температурный дискомфорт в кабинах;
- неудовлетворительный физический и химический состав вдыхаемого воздуха;
- повышенное радиационное (фоновое) облучение;
- повышенные электромагнитные поля;
- болтанки в воздушной среде;
- воздействия знакопеременных перегрузок;
- СВЧ-излучения от наземного и бортового оборудования.
Воздействие авиационных шумов
Интенсивное вредное воздействие на организм членов экипажей ВС ГА оказывает воздействие авиационного шума.
Следует отметить, что надёжных средств защиты от воздействия авиационного шума не существует, а необходимость вести постоянный радиообмен лишь усиливает это воздействие на организм членов экипажей. Систематическое воздействие авиационного шума на организм членов экипажей превышающего допустимый уровень в 1,3-1,7 раза приводит к развитию профессионального заболевания слуха - кохлеарного неврита.
Кроме того, воздействие авиационного шума на организм вызывает головную боль, нарушение сна, повышение артериального давления и другие отрицательные проявления, которые расцениваются как неврастенические, астенические и вегетативные дисфункции, существенно влияющие на профессиональную работоспособность в полёте.
Воздействие вибрации
Вибрация вызывает снижение зрения, точности управляющих движений, качества переработки оперативной информации, показателей внимания и других психофизиологических функций.
Вибрация ухудшает пространственную ориентировку, затрудняет речь, способствует развитию утомления и переутомления, тем самым непосредственно влияет на профессиональную работоспособность членов экипажей ВС ГА.
Наибольшему влиянию вибрации подвергаются члены экипажей лёгкомоторной авиации и вертолётов, у которых при стаже лётной работы в 10 лет и более возникали парестезии в руках и ногах. Трофические изменения кожи стоп и голеностопных суставов, вспыльчивость и раздражительность, нарушение сна, головная боль, головокружение и др. При превышении ПДУ в 1,2-1,5 раза выявленные изменения отмечались у них в 2-6 раз чаще, чем у лётного состава со стажем работы до 5 лет. Изучение показателей артериального давления в покое, во время 5-минутной ортостатической пробы до и после полётов выявляет повышенный сосудистый тонус у членов экипажей. С учётом перечисленного отмечено превалирование эмоциональной неустойчивости, пояснично-крестцовых радикулитов и астенических состояний, а также частое диагностирование хронического гастрита и язвенной болезни с пониженной секреторной функцией желудка.
Воздействие изменения атмосферного давления
Изменение атмосферного давления для экипажей ВС с негерметичными кабинами определяется высотой полёта. В гермокабинах давление соответствует уровню высоты равному 1000-3000 м при парциальном давлении кислорода от 111-125 мм рт. ст., что свидетельствует о наличии гипоксии (кислородного голодания).
Наличие гипоксии вызывает вялость, утомление, переутомление, ухудшение точности управляющих движений, качества переработки оперативной информации, возможности появления ошибок из-за снижения профессиональной работоспособности.
Воздействие температурного дискомфорта
Отрицательно влияет на организм членов экипажей ВС температурный дискомфорт в виде низких температур в кабинах в зимнее время особенно при работах в северных районах, и работах в условиях высоких температур (от +40 до +45 гр. С). Кроме того, имеет место значительная разница температур в различных зонах кабины экипажа. Например, при выполнении длительных полётов (до 8-10 часов и более) в кабине Ил-62, в рабочей зоне экипажа температура воздуха колеблется от +10-11 гр. С по борту до +25-28 гр. С в центре кабины. Превышение ПДУ отмечается в 2-4 раза.
Воздействие неудовлетворительного физического и химического состава вдыхаемого воздуха
В полётах длительностью более 3-4 часов вредное влияние на организм членов экипажей ВС оказывает сухость воздуха, Уровень относительной влажности воздуха в кабине через 2,5-3 часа полёта снижается до 5-10%.
Анализ результатов исследований химического состава вдыхаемого членами экипажей ВС воздуха кабин даёт возможность установить присутствие вредных химических веществ разного класса опасности.
Установлено, что превышение ПДК составляет по озону в 5 раз, акролеину в 3 раза, аэрозолю смазочных масел в 6 раз, по формальдегиду, фенолу, окисям азота превышение ПДК - эпизодически.
Суммарная загрязнённость воздуха кабин во многих полётах превышала ПДК в 5 раз (ГОСТ 12.1.005.88). В воздухе кабин дополнительно обнаружены толуол, эпихлоргидрин, сернистый ангидрид, ацетальдегид, ацетон, пропионовый альдегид.
Из перечисленного следует, что химический состав воздуха в рабочих зонах кабин многократно превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) и следовательно, многие из перечисленных вредных веществ, даже в микродозах оказывают канцерогенное и мутагенное воздействие на человека, вызывают возникновение постепенного общего отравления организма членов экипажей, развитие онкологических заболеваний.
Воздействие радиационного (фонового) облучения
Радиационное (фоновое) облучение членов экипажей ВС относится к одному из самых вредных, опасных для здоровья факторов лётного труда.
Результаты исследований радиационного фона кабин ВС в рейсовых условиях, проведенные специалистами ГОС НИИ ГА, американскими радиобиологами в 1988-1993 гг. Показали, что дозы облучения членов экипажей ВС на высотах:
- 9 000 м составляют 226,8 микрорентген в час (МКР в час);
- на высоте 10000 м - 307 мкр в час;
- на высоте 11000 м - 351 мкр в час;
- на высоте 12000 м - 404 мкр в час.
В то же время уровень радиации у земли и до высоты 1000 м, составлял 9,99 мкр в час.
Таким образом, дозы облучения членов экипажей ВС на высотах от 9000 до 12000 м превышают естественный радиационный фон у земли:
- на высоте 9000 м - в 31 раз;
- на высоте 11000 м - в 35 раз;
- на высоте 12000 м - в 41 раз.
Кроме того, на высотах 10000-12000 м солнечные вспышки увеличивают мощность дозы облучения в течение нескольких часов от 0,7 до 200 мбэр. час, а иногда и до 2000 мбэр. час.
В соответствии с рекомендациями Международной комиссии по международным единицам (Публикация МКРЗМ 40) необходимо рассматривать членов экипажей ВС, как профессионалов, работающих в условиях ионизирующих излучений, которые сравнимы с дозами, получаемыми работниками атомной промышленности.
При этом повышенное радиационное облучение членов экипажей ВС, начинающееся с высоты 6000 м приводит прежде всего к значительному ослаблению иммунной системы организма, оказывает вместе с вредными химическими примесями воздуха кабин канцерогенное и мутагенное воздействие на организм, развитие целого ряда заболеваний в том числе развитие онкологических заболеваний, так смертность от рака среди членов экипажей ВС достигает 60 случаев на 100000 обследованных.
Дополнительно экипаж ВС находится под постоянным воздействием СВЧ-излучений, источниками которых являются наземные радиолокационные системы служб управления воздушным движением и бортовые блоки радионавигационных и радиолокационных систем ВС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.