Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Последствия воздействия на здоровье (профессиональное здоровье) членов экипажей ВС ГА - тяжести, вредности, опасности и напряжённости труда
В результате воздействия тяжести, вредности, опасности и напряжённости труда у членов экипажей ВС ГА преждевременно возникают и развиваются целый ряд заболеваний, патологий и других изменений, снижающих профессиональный возраст членов экипажей ВС ГА.
Влияние вредных факторов летного труда и хроническое истощение функциональных резервов (ФР) приводят к преждевременному биологическому старению организма членов экипажей ВС. Проведенные обследования показали, что биологический возраст летного состава опережает хронологический возраст лиц контрольной группы на 8-10 лет. Еще выше скорость биологического старения у пилотов, имеющих диагнозы. Так, среди обследованных 70 лиц летного состава с диагнозом гипертоническая болезнь 1 стадии в возрасте 38-46 лет был установлен биологический возраст в 49-60 лет, т.е. он опережал паспортные данные в среднем на 14 лет. При обследовании 133 пилотов с диагнозом атеросклеротический кардиосклероз в возрасте 41-52 года возраст кардиореспираторной системы соответствовал у них 42-68 годам.
В полном объеме психофизиологические резервы, обеспечивающие устойчивость к стресс-факторам, сохраняются у лиц летного состава в возрасте до 30 лет - у 65-75%, в 30-35 лет - у 30-40%, в 41-45 лет - у 20-30% и старше 50 лет - у 15-20% человек. Полученные данные подтверждают, что возраст и продолжительность стажа выступают в качестве профессиональных рисков снижающих уровень профессионального здоровья членов лётных экипажей ВС ГА, влияющих на безопасность полётов.
Анализ результатов исследований причин заболеваемости летного состава позволил установить количественные величины последствий работы в тяжёлых, вредных, опасных и напряжённых условиях, выраженные в статистических характеристиках заболеваемости:
- из пилотов до 25 лет имеют диагноз 3-5%, после 35 лет - 35-45%, а после 50 лет - более 60%;
- с учётом негативного воздействия совокупности вышеперечисленных факторов летный состав по сравнению с лицами нелетных профессий соответствующих возрастов страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы чаще в 4 раза, невритом слухового нерва - в 3,7, мочекаменной болезнью - в 6, желудочно-кишечными заболеваниями в 5-6 и остеохондрозом позвоночника - в 2-4 раза.
Анализ структуры заболеваемости летного состава, дисквалифицированного по состоянию здоровья до 45 лет (за 15 лет) показал, что у лиц с болезнями психоневрологического профиля установлен гормональный дисбаланс в 44% случаев. У летного состава с мочекаменной болезнью и остеохондрозом выявлены атерогенные сдвиги липидного обмена в 18%. Отмечено, что болезни сердечно-сосудистой системы в 15% обусловлены изменением свертывающей системы крови, а возникновению миокардиодистрофии способствует нарушение иммунитета в 40% случаев.
Экзогенными факторами риска развития заболеваний у летного состава являются: психоэмоциональный стресс, воздействие гипоксии, давления и температур, шума, вибрации, радиации и др., которые постоянно и длительно действуют на летный состав в процессе выполнения профессиональной деятельности.
К эндогенным факторам риска относятся повышенное артериальное давление, гиперлипидемия, особенно гиперхолестеринемия и гипертриглицеридемия, избыточная масса тела, и др., выраженность которых часто проявляется или усиливается под воздействием условий полета.
Распространенность этих факторов риска, особенно способствующих развитию атеросклероза и ишемической болезни сердца, определяется в различных сочетаниях (по 2-3 фактора) у 45% летного состава ГА, признанного здоровым. Более того, сочетание экзогенных и эндогенных факторов риска развития заболеваний способствуют раннему развитию и широкой распространенности у лётного состава заболеваний других органов и систем, особенно нервно-психической и пищеварительной систем. Следует обратить внимание на частое нарушение половой функции у летного состава, обусловленное спецификой летного труда и приводящее к конфликтным ситуациям в семье.
О влиянии факторов труда на организм можно судить и по результатам медицинского годового освидетельствования членов лётных экипажей. Так, за 1990-1995 гг. отмечена зависимость увеличения риска (вероятности) дисквалификации от стажа работы. В структуре причин медицинской негодности летного состава к полетам заболевания внутренних органов составляют 51,9%, из них приходится на долю ишемической болезни сердца 29,6%, гипертонической болезни - 6,4% и язвенной болезни - 6,5%. Признаются негодными к летной работе по нервно-психическим заболеваниям 24%, хирургическим болезням - 12,5%, офтальмологической и отоларингологической патологии соответственно 4,2 и 7,4%. Средний возраст "списания" с летной работы для ГА составляет 48 лет. В последние 5 лет ежегодно отстраняются от летной работы 1,0-1,5% лиц, прошедших освидетельствование. Увеличение их количества в 1,8-2,7 раза обусловлено ухудшением социальной защиты, включая снижение уровня пенсионного обеспечения. (В настоящее время размер начисляемой пенсии членам лётных экипажей ВС ГА составляет от 1,5 до 7% заработка.)
Рентгенологическое исследование пояснично-крестцового его# отдела выявляет у них в возрасте до 40 лет признаки остеохондроза в основном 1 и 2 ст. в 3-4 раза чаще, чем в контрольной группе. При этом выраженные признаки остеохондроза определялись в основной группе у 5,6% обследованных, что в 6 раз превышает показатели для лиц нелетных профессий. Количественное воздействие тяжёлых, вредных, опасных и напряжённых факторов, влияющих на профессиональную работоспособность (безопасность полётов), воздействующих на членов экипажей ВС ГА прямо пропорционально продолжительности рабочего времени.
Условия профессиональной деятельности и факторы летного труда приводят к сокращению летного долголетия и средней продолжительности жизни пилотов ГА. В последние годы отмечается учащение случаев преждевременной смерти среди членов экипажей, признанных годными к летной работе или умерших вскоре после их медицинской дисквалификации. Многопроблемность жизни и деятельности в нашей стране все труднее переносится и летным составом.
Неудовлетворительные условия предполетного и послеполетного отдыха в гостиницах и профилакториях, нехватка горючего, ветхий самолетный парк, жилищные проблемы, неустроенность семьи, отсутствие критериев и перспектив продвижения по службе и многое другое отмечаются и в гражданской авиации, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований и анализ причин смертности летного состава, находящихся на летной работе. Так, основными причинами смерти летного состава по данным ГосНИИ ГА, являются травмы и несчастные случаи (от 39,7 до 68,2%), сердечно-сосудистые заболевания (от 18,1 до 29,5%), онкологическая патология (18% - 6,5%) и суициды (7,7% - 12,2%).
Объективную оценку влияния летной работы, т.е. тяжести, вредности, опасности, напряжённости на продолжительность жизни членов лётных экипажей можно получить по результатам анализа смертности летчиков как во время профессиональной деятельности, так и после ее окончания. Специально изучены показатели смертности лиц летного состава за 30-летний период наблюдения (1563 человека) по сравнению с мужским населением г. Москвы. Полученные данные достоверно подтверждают более высокую смертность лиц летных профессий. Так, ожидаемая смертность в отобранной группе должна составлять 237 человек (19,3%), а реальные ее показатели оказались 334 (27,2%) человек. Различия были высоко достоверными. При этом необходимо учитывать, что исходное состояние здоровья лиц у летного состава при поступлении в училище и после его окончания значительно были лучше, чем среди неорганизованного населения за счет тщательного медицинского отбора.
Единственным объяснением повышенного уровня смертности летного состава, по сравнению со смертностью мужского населения Москвы может быть отрицательное влияние на состояние здоровья комплекса условий летного труда, под влиянием которых происходит более раннее развития заболеваний, ведущих к смерти.
Анализ возрастных аспектов показал, что за последние 5-7 лет в возрастной структуре лиц лётного состава ГА России произошли изменения в сторону резкого увеличения абсолютной и относительной численности специалистов старшего возраста из-за стремления избегать ухода на пенсию. Научные исследования свидетельствуют об уменьшении у них функциональных резервов, и как следствие, ухудшение профессиональной работоспособности, что самым существенным образом влияет на безопасность полётов. В 1996 году абсолютная численность летного состава старше 50 лет в России была выше, чем в СССР в 1989 году. При сохранении сложившейся тенденции к 2000 году доля таких лиц увеличится в 2,2 раза. Подобная ситуация, по результатам социологических исследований, детального анализа действующего трудового законодательства стала возможна по двум основным причинам:
- из-за резкого снижения объёмов авиаперевозок и авиаработ идёт массовое сокращение лётного состава ГА, при этом в соответствии со ст. 34 КЗОТ РФ преимущественное право оставления на работе предоставляется работникам с более высокой квалификацией, с более продолжительным стажем работы. Лётный состав старших категорий, как правило, имеет более высокую квалификацию , больший трудовой стаж.
Таким образом, сокращению, в первую очередь, подлежат молодые специалисты с высокими функциональными резервами организма;
- в период 1979-1984 годов лица летного состава, имеющие право на получение пенсии, откровенно предъявляли жалобы и покидали летную работу для полноценного лечения, размер начисляемой пенсии обеспечивал достойное проживание и лечение. В последние годы уход на пенсию, не обеспечивающую даже необходимый прожиточный минимум, стал восприниматься, как трагедия большая, чем потеря здоровья и угроза жизни, поскольку профессиональные качества лиц лётного состава на других работах не требуются.
В результате старшей возрастной группой для продолжения лётной работы идет сокрытие заболеваемости (диссимуляция), то есть подгруппа лиц, страдающих целым рядом заболеваний, выявление и доказательность которых крайне затруднены, при наличии частной медицины имеет возможность, скрывая их, "подлечиться" перед медицинским освидетельствованием, обследованием. Однако такое лечение не доводится до полного выздоровления, периоды ремиссии в этом случае не продолжительны. В подтверждение перечисленному в последние годы увеличивается количество лиц лётного состава, заболевающего и освобождаемого от лётной работы по состоянию здоровья. В старшей возрастной группе нарастает подгруппа лиц, страдающих невыявленной или недоказанной при обследовании стенокардией и другими заболеваниями, что представляет очень высокую угрозу для безопасности полетов. За последние 10 лет в условиях полетов, до и сразу после их завершения, внезапно умерли 7 человек. Иллюстрацией серьезности угрозы безопасности полетов вследствие внезапной потери работоспособности в полете служит случай внезапной смерти штурмана 59 лет при заходе на посадку в аэропорту Минеральные Воды в декабре 1996 г.
По сводным данным работы всех ВЛЭК, лица летного состава ГА по возрасту распределяются следующим образом:
- до 29 лет - 15,2%;
- 30-39 лет - 38,2%;
- 40-49 лет - 35,9%;
- старше 50 лет - 10,7%.
В целом летный состав в возрасте до 50 лет составил 89,3%. Следует отметить, что для американских пилотов значительный прирост динамики возрастной патологии наблюдается после 45-летнего возраста, а для летного состава России после 35 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.