Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1029636-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Учитывая проектируемые положения статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) о территории морского порта по тексту Федерального закона следует соответствующим образом унифицировать терминологию (см, пункт 9 статьи 4, пункты 5 и 7 статьи 11, пункт 8 части 4 статьи 14, пункт 1 части 3 статьи 15, часть 10 статьи 17, часть 4 статьи 20, части 1, 4 статьи 31, части 2 и 4 статьи 32 Федерального закона). Кроме того, в аналогичной унификации нуждаются пункт 3 части 5 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 246-ФЗ), подпункт 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", часть 6 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения Земельного кодекса Российской Федерации о составе земель в Российской Федерации и собственности на землю (статья 7 и глава III) обращаем внимание на то, что территорию морского порта не могут составлять земли (термином "земли" в земельном законодательстве характеризуются соответствующие категории земель, при этом земля рассматривается как природный объект и природный ресурс, в обороте находятся земельные участки). Кроме того, следует учесть, что определение состава земель отдельных категорий относится к предмету регулирования земельного законодательства, которое в настоящее время его определяет исчерпывающим образом (см. статьи 7 и 87 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с этим из проектируемой части 1 статьи 5 Федерального закона необходимо исключить упоминание о землях морского порта, а проектируемую часть 1 статьи 28 Федерального закона исключить полностью. Также обращаем внимание на то, что с учетом положений частей 2 и 3 статьи 32 Федерального закона об отнесении земельных участков в границах морского порта и земельных участков для обеспечения деятельности в морском порту к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения нуждается в обсуждении проектируемый пункт 4.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (кроме того, предлагаемые изменения Земельного кодекса Российской Федерации не носят системного характера, так, например, Земельный кодекс Российской Федерации не выделят отдельных категорий (подкатегорий) земель железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, воздушного транспорта, а говорит лишь о предоставлении земельных участков для соответствующих целей).
Проектом вносятся изменения в пункт 6 части 4 статьи 14 Федерального закона, уточняющие требования к обязательным постановлениям в морском порту. Они должны содержать в том числе правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона обязательные постановления в морском порту разрабатываются на основании общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним. С учетом этого аналогичные изменения должны быть внесены в статью 13 Федерального закона.
Проектом федерального закона вводится сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности (проектируемая часть 1 статьи 19 Федерального закона), что, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении. Правовая природа сборов, в том числе портовых сборов, заключается в уплате обязательного взноса за оказание тех или иных услуг. В данном случае такая взаимосвязь отсутствует. Кроме того, следует учесть, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства бремя содержания своего имущества несет его собственник.
Проектируемые положения статьи 27 Федерального закона о договоре об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту нуждаются в соотнесении с положениями Федерального закона о договоре перевалки груза, стороной которого (заказчиком) также может быть перевозчик. Кроме того, проектируемая статья, являясь общей для всех видов транспорта и различных видов сообщения, устанавливает лишь существенные условия для соответствующего договора, сторонами которого являются оператор морского терминала и перевозчик, осуществляющий перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Проектируемый пункт 3 части 3 статьи 28 Федерального закона некорректно сформулирован с учетом абзаца 1 этой части (см. действующую редакцию части 4 статьи 28 Федерального закона в части принадлежности искусственных земельных участков).
Нуждаются в согласовании положения проектируемых частей 11 и 12.1 статьи 31 Федерального закона (соответствующие исключения должны относиться к объектам инфраструктуры, а не к недвижимому имуществу). Кроме того, следует уточнить, в каком порядке заключается договор аренды в отношении объектов инфраструктуры, указанных в содержащемся в проектируемой части 11 статьи 31 Федерального закона исключении.
Проектируемые положения части 13 статьи 31 Федерального закона нуждаются в уточнении с учетом положений части 11 этой статьи (в неразрывной связи находится смежный объект).
В связи с положениями статей 2 и 10 проекта обращаем внимание на то, что статья 22.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статья 25.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2017 года утрачивают силу (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"). В связи с этим также потребуется уточнить положения статьи 12 проекта.
Проект федерального закона ко второму чтению дополнен статьей 3, которая вносит изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" и устанавливает особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов. Положения указанной статьи не рассматривались Государственной Думой при оценке концепции проекта в первом чтении. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 05.07.2001 N 11-П), в которой указывается на невозможность произвольного изменения концепции законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении, разъясняется сущность деления процедуры рассмотрения законопроектов на чтения и обращается внимание законодателя на то, что нарушение требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления законодателя, свидетельствует о неконституционности принимаемого акта не только по порядку принятия, но, в конечном счете, и по его содержанию, статью 3 необходимо исключить из проекта. Кроме того, обращаем внимание на то, что в проектируемом пункте 2.1 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" некорректно указано наименование "федерального органа исполнительной власти в области транспорта" (в законе оно не используется и не соответствует функциональной компетенции соответствующего органа).
Проектируемые изменения подпункта 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом содержания указанной нормы и имеющихся ограничений в обороте соответствующих земельных участков.
Положения проектируемого пункта 2 статьи 5 проекта нуждаются в соотнесении с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные отношения регулируются земельным законодательством.
В связи с изменениями пункта 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) обращаем внимание на то, что к третьему чтению подготовлен проект федерального закона N 1039291-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)", которым часть 1 статьи 21 Лесного кодекса излагается в новой редакции. Указанный проектируемый федеральный закон должен вступить в силу с 1 января 2017 года.
В отношении изменений Федерального закона N 246-ФЗ следует учесть, что в соответствии с положениями проектируемых статьей 5 и 6 Федерального закона Правительство Российской Федерации принимает два самостоятельных решения - решение о создании морского порта и решение о расширении территории морского порта (в то время как, например, в части 10 статьи 5 Федерального закона N 246-ФЗ при соответствующей замене слов будет содержаться формулировка "решения о создании или расширении территории морского порта").
Изложенные замечания ранее передавались в Комитет рабочем порядке и обсуждались совместно с представителями Минтранса России и аппарата Комитета, но не были учтены.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.