Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1186354-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(об уточнении категорий отдельных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, несущих персональную ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации, а также об уточнении порядка создания призывных комиссий по мобилизации и состава призывных комиссий по мобилизации (призывных комиссий))",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан "в целях возложения персональной ответственности за осуществление полномочий, функций и исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации на руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований, глав местных администраций и руководителей организаций, а также в целях обеспечения единого подхода к формированию призывных комиссий по мобилизации граждан в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях".
Законопроектом предлагается следующее:
1) Возложить персональную ответственность за исполнение соответствующих полномочий и обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации на руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, местных администраций и руководителей организаций;
2) Определить, что призывные комиссии по мобилизации граждан создаются в субъектах Российской Федерации, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решениями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по представлениям военных комиссаров, при этом председателями указанных комиссий должны являться высшие должностные лица субъектов Российской Федерации или главы соответствующих муниципальных образований;
3) Определить, что председателями призывных комиссий могут быть только главы соответствующих муниципальных образований.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, определено, что повышение мобилизационной готовности Российской Федерации является одним из основных направлений военной политики государства, проводимый с целью нейтрализации угроз военной безопасности нашей страны.
Как представляется, предлагаемые изменения будут способствовать формированию заинтересованности вышеуказанных "первых" лиц субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в создании необходимых условий для обеспечения деятельности соответствующих мобилизационных органов и призывных комиссий.
Таким образом, вышеуказанные изменения, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, должны быть поддержаны, поскольку они будут играть вспомогательную роль в реализации стратегического национального приоритета "Оборона страны".
Вместе с тем, по мнению Комитета по обороне, проектируемые в пункте 2 статьи 1 законопроекта положения нуждаются в соотнесении с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части порядка создания и состава призывных комиссий по мобилизации).
При этом обращаем внимание, что в случае реализации указанного предложения потребуется внести соответствующие изменения в Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852.
Кроме того, как видится, нуждается в дополнительном обсуждении вопрос об определении лица, исполняющего обязанности председателя призывной комиссии в случае физической невозможности исполнения этих обязанностей соответствующим руководителем в конкретный период времени, например, болезнь главы муниципального образования в период призыва, необходимость его личного присутствия на месте события для устранения последствий стихийного бедствия или техногенной катастрофы в момент заседания призывной комиссии и т.д.
Указанные предложения не носят концептуального характера и могут быть реализованы при подготовке законопроекта ко второму чтению (при условии его принятия Государственной Думой в первом чтении).
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности концепцию законопроекта поддерживает.
Правовое управление Аппарат Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Комитет-соисполнитель (Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления) в своем заключении отмечает, что "повышение персональной ответственности согласуется с общими тенденциями развития законодательства о местном самоуправлении" и поддерживает законопроект с учетом замечаний.
В поддержку законопроекта высказались 65 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 4 - поддерживают с учетом замечаний).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.