Заключение Счетной палаты РФ от 18 ноября 2016 г. N ЗСП-216/06-02
на проект федерального закона N 1166026-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1166026-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 18 октября 2016 г. N 4).
Законопроект разработан во исполнение пунктов 3.4.1 и 3.4.2 раздела 3 Плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью (далее - "дорожная карта"), утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 10 апреля 2016 г. N 2420п-П13.
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, согласно пояснительной записке направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через уполномоченные банки Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта необходимо отметить следующее.
Предлагаемое законопроектом изменение в часть 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предоставит возможность уполномоченным банкам отказывать клиентам в проведении валютной операции, если она противоречит требованиям валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации. При этом законопроектом не конкретизированы требования, при нарушении которых уполномоченные банки смогут отказывать клиентам в проведении валютной операции.
Таким образом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, предусмотренные законопроектом изменения устанавливают неконкретный перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказать в проведении валютной операции. Существенное расширение полномочий банков по отказу в осуществлении таких операций влечет риски увеличения числа отказов со стороны банков и, как следствие, нарушение условий контрактов, что приведет к негативному экономическому эффекту.
Также законопроектом не определен механизм защиты прав клиентов уполномоченных банков в случаях недобросовестных или ошибочных действий банковских служащих.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. рублей до 5 тыс. рублей, который существенно ниже размера штрафа, установленного действующим законодательством, и не увязан с суммами допущенных правонарушений.
В связи с изложенным законопроект может быть поддержан Счетной палатой Российской Федерации при условии его доработки с учетом замечаний к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.