Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 марта 2015 г. N 03-08-05/17480
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает следующее.
Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях Кодекса согласно пункту 1 статьи 246.2 Кодекса признаются следующие организации:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.
При этом в целях подпункта 3 пункта 1 статьи 246.2 Кодекса согласно пункту 2 статьи 246.2 Кодекса местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:
1) большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории Российской Федерации. Для целей настоящего подпункта большинством заседаний признается относительное большинство заседаний, то есть ситуация, при которой количество заседаний, проведенных в Российской Федерации, больше, чем в другом государстве;
2) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации. Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);
3) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации. Руководящим управлением организацией для целей подпункта 3 пункта 2 статьи 246.2 Кодекса признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункта 2 пункта 2 статьи 246.2"
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 246.2 Кодекса осуществление следующей деятельности иностранной организации в Российской Федерации само по себе не может рассматриваться в качестве осуществления фактического управления иностранной организацией в Российской Федерации:
1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;
2) подготовка к проведению совета директоров иностранной организации;
3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации. К таким функциям, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой отчетности, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все или существенную часть дочерних организаций такой организации.
Таким образом, дочерние организации российского акционерного общества, зарегистрированные на территории иностранных государств, могут быть признаны резидентами Российской Федерации, однако для этого должны выполняться условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 246.2 Кодекса.
При этом пункт 7 статьи 246.2 Кодекса предусматривает возможность самостоятельного признания иностранной организацией, имеющей постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым имеется действующий международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и осуществляющей деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, налоговым резидентом Российской Федерации, а также возможность отказаться от такого статуса.
Так, подпунктом 1 пункта 6 статьи 246.2 Кодекса предусмотрено, что вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных пунктами 2-5 статьи 246.2 Кодекса, эта иностранная организация может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 246.2 Кодекса, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется действующий международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и признается налоговым резидентом этого иностранного государства в соответствии с положениями, установленными указанным международным договором;
2) иностранная организация в качестве основного вида деятельности участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами) на условиях риска либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями);
3) иностранная организация, прямым (косвенным) акционером (участником) которой является российское контролирующее лицо, доля прямого (косвенного) участия которого в уставном (складочном) капитале (фонде) такой иностранной организации составляет не менее 50 процентов в течение не менее 365 календарных дней, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
активы такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности более чем на 50 процентов состоят из инвестиций в иностранные дочерние общества, отвечающие требованиям подпункта 4 пункта 7 статьи 25.13 Кодекса, и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и государство или территория постоянного нахождения которых не включены в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса;
доля участия такой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) таких дочерних обществ составляет не менее 50 процентов;
доходы (прибыль) у такой иностранной организации отсутствуют либо более чем на 95 процентов составляют доходы, указанные в подпункте 1 пункта 4 статьи 309.1 Кодекса и прямо или косвенно полученные от таких дочерних обществ;
4) иностранная организация является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.
Однако обращаем внимание на то, что дочерние организации общества, зарегистрированные на территории иностранных государств, могут быть признаны налоговым резидентом Российской Федерации в порядке самостоятельного признания на основании пункта 7 статьи 246.2 Кодекса только при наличии на территории Российской Федерации обособленных подразделений.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны некоторые разъяснения по вопросу налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
В частности, отмечено, что дочерние организации общества, зарегистрированные за рубежом, могут быть признаны налоговым резидентом России в порядке самостоятельного признания только при наличии в нашей стране обособленных подразделений.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 марта 2015 г. N 03-08-05/17480
Текст письма официально опубликован не был