Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 г. N 66-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Гордиёнка В.В.
об оспаривании Правил землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования "Хомутовское сельское поселение", утвержденных решением Думы Хомутовского муниципального образования от 28 февраля 2014 г. N 20-100/дсп,
по апелляционной жалобе Гордиёнка В.В.
на решение Иркутского областного суда от 13 мая 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Думы Хомутовского муниципального образования от 28 февраля 2014 г. N 20-100/дсп (далее - решение N 20-100/дсп) утверждены Правила землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования "Хомутовское сельское поселение" (далее - ПЗЗ Хомутовского МО).
Гордиёнок В.В. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими ПЗЗ Хомутовского МО с последующими изменениями в части установления в статье 64 и Приложениях N 1 и 2 режима территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ...
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства". Отнесение земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в которой не допускается возведение объектов капитального строительства, препятствует использованию и распоряжению названными участками в соответствии с их видом разрешенного использования. Административный истец полагает, что ПЗЗ Хомутовского МО приняты с нарушением положений статей 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и в оспариваемой части нарушают его право на застройку принадлежащих ему земельных участков, предусмотренное статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьями 40, 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Иркутского областного суда от 13 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гордиёнок В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не дал оценку его доводу о несоблюдении процедуры принятия ПЗЗ Хомутовского МО и нарушил нормы процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Иркутской области, главой Хомутовского муниципального образования, а также Думой и администрацией названного муниципального образования поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, Законом Иркутской области от 30 мая 2014 г. N 53-ОЗ, действовавшим до 31 декабря 2014 г. и Законом Иркутской области от 28 ноября 2014 г. N 138-ОЗ, действовавшим до 31 декабря 2015 г., решение вопросов, предусмотренных пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, отнесено к вопросам местного значения сельских поселений Иркутской области.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу, что этапы процедуры подготовки проекта ПЗЗ Хомутовского МО, установленные статьями 31-32 ГрК РФ, соблюдены. Публичные слушания по названному проекту проведены в соответствии со статьей 19 Устава Хомутовского муниципального образования и Положением о проведении публичных слушаний в Хомутовском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы Хомутовского МО от 28 октября 2011 г. N 39-178/дсп.
Решение N 20-100/дсп принято уполномоченным органом в установленной форме (статьи 6, 24 33, 52 Устава Хомутовского муниципального образования), подписано главой муниципального образования и официально опубликовано 28 февраля 2014 г. в "Вестнике Хомутовского поселения", N 3, а также 5 марта 2014 г. на официальном сайте Хомутовского МО (khomutovskoe-mo.ru).
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся отсутствия возможности у всех заинтересованных лиц ознакомиться с проектом оспариваемого нормативного правового акта, недостатков протоколов публичных слушаний, повлиявших на законность их проведения, опровергаются материалами дела. Кроме того, доказательств, подтверждающих, что указанные в апелляционной жалобе нарушения процедуры принятия ПЗЗ Хомутовского МО повлияли на реализацию прав и интересов Гордиёнка В.В., связанных с оспариваемыми правоотношениями, в материалы дела не представлено.
Как усматривается из материалов дела, принадлежащие на праве собственности административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно карте градостроительного зонирования ПЗЗ Хомутовского МО названные земельные участки расположены в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в которую в соответствии со статьей 64 указанных Правил входят участки территории Хомутовского сельского поселения, занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, пастбища, сенокосы, сады, огороды и прочие зоны сельскохозяйственных угодий). Решением Думы Хомутовского МО от 30 января 2015 г. N 32-153/дсп в названную статью внесены изменения, согласно которым для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).
Суд первой инстанции установил, что содержащиеся на карте градостроительного зонирования ПЗЗ Хомутовского МО территориальные зоны СХ-1 и СХ-2 соответствуют одноименным функциональным зонам, входящим в зону сельскохозяйственного использования, предусмотренную Генеральным планом указанного муниципального образования (утвержден решением Думы Хомутовского МО от 8 ноября 2013 г.), а также то, что данные земельные участки располагаются за границами населенного пункта, изначально являлись землями сельхозугодий и относились к пашням, сенокосам и пастбищам. С учетом названных обстоятельств, принимая во внимание особый правовой статус сельскохозяйственных угодий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии ПЗЗ Хомутовского МО в оспариваемой части актам большей юридической силы.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении административным ответчиком недостоверных документов, недостатках протоколов судебного заседания и нарушении срока рассмотрения дела подлежат отклонению. Как следует из материалов дела, Гордиёнок В.В. не обращался с ходатайством об исключении каких-либо доказательств в порядке статьи 61 КАС РФ и не подавал замечания на протокол судебного заседания в порядке статьи 207 КАС РФ.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 13 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гордиёнка В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 г. N 66-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был