Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2016 г. N 44-КГ16-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 г. гражданское дело по заявлению Кучукбаева С.Р. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю Соколовой Т.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2015 г., которым решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении требований Кучукбаева С.Р.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю Марьяна Г.В., Соколовой Т.С., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кучукбаев С.Р. обратился в суд с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ГУ МВД России по Пермскому краю) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата).
В обоснование заявленных требований Кучукбаев С.Р. указал, что является пенсионером органов внутренних дел, его стаж службы в календарном исчислении составляет более 20 лет. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он обратился в центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю (далее - комиссия ГУ МВД России по Пермскому краю) от 19 декабря 2014 г. (протокол N 40) ему было отказано в постановке на учёт очередников ГУ МВД России по Пермскому краю на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, так как представленные им документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт (представленные документы не содержат исчерпывающей информации по данному вопросу, в том числе отсутствуют сведения из регистрационных органов на объект недвижимости по адресу: ...
По мнению Кучукбаева С.Р., обязанность предоставлять сведения о собственниках жилых помещений, не являющихся членами его семьи, законом на него не возложена, в связи с чем у него отсутствует обязанность предоставлять сведения в отношении его отца - собственника дома по адресу: ... При этом комиссия ГУ МВД России по Пермскому краю была вправе и обязана запрашивать любые дополнительные сведения о нём и членах его семьи, включая информацию о наличии или отсутствии в их собственности или на основании договора социального найма жилых помещений, а равно провести проверку предоставленных им сведений, что тем не менее комиссией ГУ МВД России по Пермскому краю сделано не было.
Кучукбаев С.Р. полагал, что решение комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 19 декабря 2014 г., оформленное протоколом N 40, нарушает его права и законные интересы, вследствие чего просил суд признать незаконным и отменить указанное решение.
Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю в суде заявленные Кучукбаевым С.Р. требования не признал.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 13 августа 2015 г. в удовлетворении требований Кучукбаева С.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым решение комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 19 декабря 2014 г. об отказе Кучукбаеву С.Р. в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным.
Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю Соколова Т.С. обратилась в Верховый Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения ввиду существенного нарушения норм материального права и оставления в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 10 июня 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 26 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела и не сообщивший суду о причинах неявки Кучукбаев С.Р., от которого поступили письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё Кучукбаева С.Р., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кучукбаев С.Р. проходил службу в органах внутренних дел в должности дежурного дежурной части отдела полиции (дислокация село Барда) межмуниципального отдела МВД России "Осинский". Его выслуга лет по состоянию на 26 марта 2014 г. составила 20 лет 15 дней.
26 марта 2014 г. Кучукбаев С.Р. обратился в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о постановке его с семьёй (супруга - Кучукбаева А.Д., сын - Кучукбаев Т.С., ... г.р., дочери - Кучукбаева А.С., ... г.р., и Кучукбаева А.С., ... г.р.) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. К заявлению были приложены документы: справка-подтверждение о службе в органах внутренних дел, заверенные копии паспортов Кучукбаева С.Р. и членов его семьи, заверенная копия свидетельства о заключении брака, справка о составе семьи, уведомление об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах в отношении Кучукбаева С.Р. и членов его семьи, справка от 16 апреля 2013 г. N 4/99 ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края", справка об очной форме обучения детей Кучукбаева С.Р. - Кучукбаева Т.С., Кучукбаевой А.С., Кучукбаевой А.С., заверенные копии свидетельств о рождении детей, копия книги регистрации заявлений граждан о принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, справки ООО "Газпроммежрегионгаз Пермь", ООО "Пермэнергосбыт" об отсутствии задолженности.
Как следует из справки главы сельского поселения - председателя Совета депутатов Тюндюковского сельского поселения от 26 марта 2014 г. N 334 Кучукбаев С.Р. и члены его семьи (супруга Кучукбаева А.Д., сын Кучукбаев Т.С., ... года рождения, дочери Кучукбаева Л.С. ... года рождения, и Кучукбаева A.С., ... года рождения) состоят на регистрационном учёте по месту жительства по адресу: ...
Согласно справке администрации Тюндюковского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края от 29 июля 2014 г. семья Кучукбаева С.Р. из пяти человек состоит на учёте в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 29 июля 2014 г. на основании решения социально-жилищной комиссии администрации Тюндюковского сельского поселения от 29 июля 2014 г. N 29.
Право приватизации в Бардымском районе Кучукбаевым С.Р. не использовано, что подтверждено справкой Бардымского филиала ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" от 25 июня 2014 г. N 4/161.
В названной справке также указано, что супруга заявителя Кучукбаева А.Д. и их дети Кучукбаевы Т.С., А.С., A.С. жилой площади на праве собственности не имеют, в приватизации жилья в Бардымском районе не участвовали.
В уведомлениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 13 ноября 2012 г. и от 20 марта 2013 г. указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о наличии у них прав на объекты недвижимого имущества отсутствует.
Кучукбаеву С.Р. же, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 октября 2012 г. N 1, на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ...
Рассмотрев заявление Кучукбаева С.Р. и представленные им документы, комиссия ГУ МВД России по Пермскому краю приняла решение, оформленное протоколом от 19 декабря 2014 г. N 40, об отказе Кучукбаеву С.Р. в постановке на учёт очередников ГУ МВД России по Пермскому краю на получение единовременной социальной выплаты. Решение комиссия мотивировала тем, что представленные Кучукбаевым С.Р. документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия его на такой учёт, представленные документы не содержат исчерпывающей информации по данному вопросу, в том числе отсутствуют сведения из регистрационных органов на объект недвижимости, расположенный по адресу: ..., в котором зарегистрированы проживающими по месту жительства Кучукбаев С.Р. и члены его семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами части 1, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, исходил из того, что одним из обязательных условий постановки сотрудника и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты является отсутствие в собственности этого сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо того, в котором они зарегистрированы, и данное обстоятельство должно быть подтверждено документально сведениями соответствующих органов (до 1998 года - справкой из бюро технической документации, позже - выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Поскольку реализация Кучукбаевым С.Р. права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья носит заявительный характер и обязанность предоставить необходимые документы возлагается на него как на лицо, претендующее на такую выплату, а Кучукбаев С.Р. в нарушение пункта 5 названных правил такие документы не представил, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кучукбаева С.Р., так как им не соблюдён порядок и условия обращения с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении требований Кучукбаева С.Р., суд апелляционной инстанции указал, что, по смыслу пункта 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, непредоставление сотрудником полного пакета документов не является основанием для отказа в постановке на учёт для получения единовременной выплаты, а комиссия ГУ МВД России по Пермскому краю не была лишена возможности провести проверку, в рамках которой истребовать необходимые сведения для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для постановки Кучукбаева С.Р. на данный учёт, однако такая проверка комиссией ГУ МВД России по Пермскому краю не проводилась, имеющиеся в материалах дела доказательства не подтверждают отсутствие нуждаемости Кучукбаева С.Р. и членов его семьи в улучшении жилищных условий. Поскольку помещений, занимаемых ими по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, на территории Российской Федерации у них не выявлено, с 29 июля 2014 г. семья Кучукбаева С.Р. решением социально-жилищной комиссии администрации Тюндюковского сельского поселения поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а дом, в котором Кучукбаев С.Р. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства, построен его отцом и не введён в эксплуатацию, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о незаконности решения комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю об отказе Кучукбаеву С.Р. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 этого закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчёта её размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Во исполнение нормы части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счёта, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "а" названного пункта), копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (подпункт "б" названного пункта), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "в" названного пункта), копия (копии) свидетельства о рождении ребёнка (детей) сотрудника (подпункт "г" названного пункта), справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении (подпункт "д" названного пункта), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" названного пункта), копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации) (подпункт "ж" названного пункта), копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации) (подпункт "з" названного пункта), копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана) (подпункт "и" названного пункта).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (пункт 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учёт для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, пункт 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт "в" пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил).
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт.
По смыслу приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам МВД России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учёт.
Суждение суда апелляционной инстанции об ином значении требований, содержащихся в Правилах, нельзя признать правомерным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для отказа комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю в постановке Кучукбаева С.Р. на учёт для получения единовременной социальной выплаты послужило несоблюдение последним порядка и условий обращения с заявлением о принятии на учёт для получения названной выплаты, а именно непредставление им документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по всей территории Российской Федерации за период с 1998 года и правоустанавливающих документов на объект недвижимости по адресу: ..., в котором Кучукбаев С.Р. зарегистрирован с членами своей семьи).
Признавая незаконным решение комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю об отказе Кучукбаеву С.Р. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд апелляционной инстанции указал на то, что непредставление истцом полного пакета документов не является основанием для отказа ему в постановке на учёт для получения единовременной выплаты, поскольку комиссия имеет право самостоятельно истребовать необходимые сведения для решения вопроса о наличии либо отсутствии предусмотренных законом оснований для постановки сотрудника (гражданина) на учёт.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих порядок и условия постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что комиссия выполняет в том числе следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 Правил (подпункт "а" названного пункта), направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министерством внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учёт для получения единовременной социальной выплаты (подпункт "б" пункта 14 Правил).
В целях проверки сведений, содержащихся в формируемой уполномоченным подразделением базе данных о лицах, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы могут направлять запросы в федеральные государственные органы, а также государственные органы субъектов Российской Федерации для получения информации, необходимой для предоставления единовременной выплаты (пункт 26 Правил).
Из содержания приведённых выше положений, следует, что запросы в соответствующие государственные органы направляются с целью проверки определённых сведений, представленных сотрудником при подаче им заявления о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вместе с тем по делу установлено, что документов, которые могли бы быть предметом проверки со стороны комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю и содержащих сведения о наличии или отсутствии в собственности или в пользовании Кучукбаева С.Р. и членов его семьи жилых помещений, в том числе того, в котором они зарегистрированы по месту жительства (...), Кучукбаевым С.Р. в комиссию ГУ МВД России по Пермскому краю представлено не было.
Вывод суда апелляционной инстанции о принадлежности жилого дома по адресу: ..., отцу Кучукбаева С.Р. основан только на объяснениях самого Кучукбаева С.Р. (лица, заинтересованного в исходе дела, являющегося собственником земельного участка, на котором расположен указанный дом) и в нарушение статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждён какими-либо доказательствами.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что комиссия ГУ МВД России по Пермскому краю не в полной мере исполнила свои обязанности в отношении Кучукбаева С.Р., не обратившись самостоятельно с соответствующими запросами в уполномоченные органы для проверки нуждаемости Кучукбаева С.Р. в обеспечении жилым помещением, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит основанным на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие указанных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ условий для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, что не оспаривалось сторонами, суд первой инстанции правомерно отказал Кучукбаеву С.Р. в удовлетворении его исковых требований.
С учётом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2015 г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2015 г. отменить.
Оставить в силе решение Свердловского районного суда г. Перми от 13 августа 2015 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2016 г. N 44-КГ16-18
Текст определения официально опубликован не был