Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу реализации конституционных прав при уплате налогов и сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением ИНН осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях граждан" (далее - Закон N 125-ФЗ) установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (пункт 4 статьи 3 Закона N 125-ФЗ).
Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).
Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в статье 85 Кодекса, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения.
Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.
ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака).
Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.
При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах, независимо от указания или не указания в них ИНН.
Кроме того сообщается, что согласно подпунктам 2 и 3 пункта 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, разработанного в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса и утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", ИНН физического лица может быть признан недействительным в случаях:
- снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью;
- обнаружения у физического лица более одного ИНН.
Учитывая изложенное, признание ИНН недействительным предусмотрено только в вышеуказанных случаях.
Процедуры "аннулирования и (или) отказа от присвоенного ИНН, либо уничтожения, обезличивания или признания ИНН недействительным по религиозным убеждениям, выдача свидетельства, не содержащего ИНН" не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Одновременно сообщается, что в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2000 N КАС00-273 сказано, что ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 287-О установлено, что нет оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Кодекса нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса поручение на перечисление налога в бюджетную систему России на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей заполняются налогоплательщиками в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания уникального идентификатора начисления (индекс документа), который формируется налоговым органом.
В случае, если Вы по религиозным убеждениям не желаете оплачивать налоги по присланной Вам налоговым органом квитанции с указанным ИНН, Вы имеете право в любом банке самостоятельно заполнить квитанцию, указав все необходимые реквизиты для уплаты налога, исключая ИНН.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределённого круга лиц, носит информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС России пояснила, что признание ИНН недействительным возможно лишь в двух случаях. Первый - снятие с учета физлица в налоговом органе в связи с его смертью. Второй - обнаружение у гражданина более одного ИНН.
Процедуры аннулирования и (или) отказа от присвоенного ИНН, уничтожения, обезличивания или признания ИНН недействительным по религиозным убеждениям, выдача свидетельства, не содержащего ИНН, не предусмотрены действующим законодательством.
Если физлицо по религиозным убеждениям не желает уплачивать налоги по квитанции с ИНН, то он вправе в любом банке самостоятельно заполнить квитанцию, отразив все необходимые реквизиты, исключая ИНН.
Письмо Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2016 г. N БС-3-21/6186@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был