О деятельности Росгидромета в 2016 г. и приоритетных задачах на 2017 г. см. постановление Росгидромета от 15 марта 2017 г. N 3/1
Коллегия отмечает, что деятельность Росгидромета в 2015 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 года, достижение определённых Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета, выполнение текущих поручений Президента и Правительства Российской Федерации, приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Были выполнены новые значимые шаги в повышении эффективности обеспечения гидрометеорологической безопасности личности, общества и государства, удовлетворения потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей среды, обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике. Осуществлялись модернизация и развитие целого ряда подсистем государственной наблюдательной сети.
Обеспечивалось также выполнение в полном объёме обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части компетенции Росгидромета.
Продолжались работы по реализации в системе Росгидромета концепции информационной открытости федеральных органов исполнительной власти. Совершенствовалась работа Общественного совета при Росгидромете.
Коллегия постановляет:
1. Отметить, что задачи Росгидромета, определённые совместным постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 26.02.2015 N 3/1, в основном выполнены.
2. Определить, что основное внимание подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций Росгидромета на 2016 год должно быть уделено реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учётом аспектов изменения климата), Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, Антикризисного плана Правительства Российской Федерации с целью:
- достижения определённых Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета;
- реализации Климатической доктрины Российской Федерации;
- оптимизации деятельности учреждений и организаций Росгидромета;
- сохранения высокого кадрового потенциала российской гидрометеорологической службы.
Решение указанных задач должно осуществляться в условиях принятых Правительством Российской Федерации решений по оптимизации бюджетных расходов на ближайшую перспективу.
3. Считать приоритетными задачами на 2016 год:
3.1. В области обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, а также информацией об экстремально высоком загрязнении окружающей среды:
- сохранение на уровне не ниже 92% оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях, которые угрожают безопасности, здоровью, окружающей среде, экономической деятельности и национальной безопасности;
- обеспечение оперативного представления учреждениями Росгидромета гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безаварийной работы отраслей экономики, а также безопасности населения и критически важных объектов;
- выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасного пропуска весеннего половодья и дождевых паводковых вод;
- обеспечение постоянной готовности системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке;
- совершенствование деятельности Ситуационного центра Росгидромета по обеспечению оперативного предоставления информации в НЦУКС МЧС России, НЦУО Минобороны России, Ситуационный центр Минприроды России;
- выполнение мероприятий по организации на территории Российской Федерации гидрометеорологического обеспечения в пожароопасный период.
3.2. В области развития обслуживания потребителей гидрометеорологической информацией общего и специализированного назначения и расширения работ специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды:
- актуализация реестра информационных ресурсов Единого государственного фонда данных;
- развитие ассортимента и улучшение качества информационных продуктов общего назначения, а том числе развитие информационных Интернет-ресурсов Росгидромета (официального сайта Росгидромета, сайтов территориальных органов и подведомственных учреждений Росгидромета, виртуальной лаборатории, веб-технологий электронного обслуживания пользователей данными ЕГФД);
- совершенствование метеорологического обслуживания полётов гражданской и экспериментальной авиации в рамках реализации Государственной программы обеспечения безопасности полётов воздушных судов;
- развитие системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания и рыбного промысла в океанах и морях, других видов морской деятельности, в том числе с использованием ресурсов Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
- расширение адресных услуг в области специализированного гидрометеорологического обеспечения на платной основе с привлечением новых участников деятельности гидрометеорологической службы в эту сферу, проведение семинаров по СГМО;
- последовательное развитие системы агрометеорологического сопровождения для целей страхования сельскохозяйственного производства с государственной поддержкой;
- расширение взаимодействия со СМИ.
3.3. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети, систем сбора и обработки данных:
- проведение оптимизации работы действующей государственной наблюдательной сети за состоянием и загрязнением окружающей среды, в целях обеспечения органов государственной власти и населения полной и достоверной информацией, а также обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации;
- стимулирование развития пунктов наблюдений региональной и ведомственной сети наблюдений для более полного обеспечения гидрометеорологической безопасности отраслей экономики субъектов Российской Федерации;
- продолжение технического переоснащения государственной сети наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в рамках утверждённых федеральных целевых программ, государственным заказчиком мероприятий в которых является Росгидромет;
- реализация плана модернизации учреждений и организаций в рамках проекта Росгидромет-2;
- повышение эффективности функционирования наблюдательной сети за счёт развития подсистемы сбора гидрометеорологических и геофизических данных через отечественные геостационарные космические аппараты "Электро" и "Луч";
- завершение строительства объектов государственной наблюдательной сети и их введение в соответствии с планами 2016 года;
- обеспечение участия в эксплуатации действующих космических комплексов Метеор-М N 2, Ресурс-П N 1, Электро-Л N 1 и N 2, перспективного КА Канопус-ВК;
- обеспечение работы Глобального центра информационной системы ВМО в г. Москве и центра сбора данных и продукции в г. Обнинске;
- развитие деятельности в области метрологии и стандартизации, в т.ч. принятие мер по созданию механизма работы и осуществления процедур научно-технической экспертизы Центральной комиссии по приборам, техническим средствам, технологиям и методам получения, сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии природной среды (ЦКПМ);
- организация постоянного мониторинга функционирования модернизированных и автоматизированных наблюдательных подразделений;
- внедрение автоматизированной обработки и выдачи потребителю данных снегомерных наблюдений и гидрологических прогнозов на основе ГИС-технологий;
- наращивание средств геофизического мониторинга, включая диагноз и прогноз состояния верхней атмосферы, ионосферы и магнитосферы Земли, околоземного космического пространства.
3.4. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:
- реализация Плана мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2013-2017 гг., утверждённого Правительством Российской Федерации, выполнению обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- реализация мероприятий по Концепции создания и развития Российского научного центра, а также постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген;
- обеспечение работы Высокоширотной арктической экспедиции, включая сезонные полевые работы на архипелагах Шпицберген и Северная Земля;
- принятие мер по ремонту и строительству научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета.
3.5. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и геофизических исследований:
- развитие методов, технологий и технических средств активного воздействия на мощные конвективные облака с целью предотвращения связанных с ними опасных явлений погоды (град, паводки и сели ливневого происхождения, грозовая деятельность, смерчи и шквалы), а также для искусственного регулирования летних и зимних осадков, рассеивания облаков и туманов, для активного воздействия на снежные лавины;
- проведение экспериментальных и теоретических исследований эффективности противоградовых изделий, реагентов, включая контроль промышленных партий ракет;
- эксплуатация центров мониторинга геофизической обстановки в экспериментальном режиме;
- принятие мер по созданию орбитальной группировки космических аппаратов геофизического назначения в рамках ФКП 16-25;
- совершенствование технологий диагноза и прогноза состояния верхней атмосферы, ионосферы и магнитосферы Земли, околоземного космического пространства.
3.6. В области научных исследований:
- повышение эффективности деятельности НИУ в условиях сокращения бюджетного финансирования;
- завершение работ по Целевой научно-технической программе "Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и другие работы для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды" (ЦНТП) на 2014-2016 годы и разработка ЦНТП на 2017-2019 годы;
- оформление в установленном порядке прав на полученные в рамках проводимых НИР охраноспособные результаты;
- реализация программ совместных научных исследований НИУ Росгидромета с учреждениями РАН и высшей школы в соответствии с соглашениями о научно-техническом сотрудничестве;
- обеспечение разработки, развития и внедрения геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) с использованием цифровых топографических карт высокого пространственного разрешения в целях визуализации фактической и прогностической гидрологической информации, оперативного принятия управленческих решений;
- обеспечение усвоения данных новых технических средств, поступающих на сеть наблюдений Росгидромета, комплексирование и интеграция радиолокационной, спутниковой, грозопеленгационной, наземной и аэрологической информации с созданием единого информационного поля в целях повышения качества распознавания опасных природных явлений;
- развитие деятельности Климатического центра Росгидромета, в т.ч. проработка вопроса создания распределенного многофункционального климатического центра;
- внедрение технологий спутникового мониторинга засух и оценки состояния посевов озимых зерновых культур в весенний, летний и осенний периоды вегетации;
- проведение исследований характеристик конвективных облаков на основе радиолокационных, спутниковых, грозопеленгационных, наземных и самолетных данных;
- создание и развитие трехмерной нестационарной численной модели конвективного облака для решения фундаментальных и оперативных задач активных воздействий;
научное сопровождение мероприятий, связанных с выполнением Парижского соглашения, в рамках компетенции Росгидромета.
3.7. В области институционального развития Росгидромета, укрепления взаимодействия с субъектами Российской Федерации, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах:
- обеспечение (в части Росгидромета) внесения подготовленных изменений в Федеральный закон N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе";
- разработка административных регламентов по осуществлению государственных функций Росгидромета;
- разработка проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию системы оказания платных услуг по метеорологическому обслуживанию полётов гражданской и экспериментальной авиации за счёт средств авиационных пользователей;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере охраны государственных пунктов наблюдений и сохранению их репрезентативности;
- актуализация базовых руководящих документов по организации работы государственной наблюдательной сети;
- совершенствование работы по контролю и надзору в территориальных органах Росгидромета;
- развитие форм и методов взаимодействия Росгидромета, его территориальных органов и подведомственных учреждений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- ориентация работы всех звеньев Росгидромета на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы;
- обеспечение публичной отчётности центрального аппарата и территориальных органов Росгидромета об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах;
- повышение персональной ответственности руководителей всех уровней;
- расширение вовлечения гражданского общества в выработку и реализацию государственной политики в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды путем поддержки и развития взаимодействия с Общественным советом при Росгидромете и общественными советами при департаментах Росгидромета по федеральным округам
- обеспечение внесения на рассмотрение на заседании Правительственной комиссии по вопросам химической и биологической безопасности вопроса изменения оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха в связи с введением новых гигиенических нормативов формальдегида;
- участие в мероприятиях, связанных с подготовкой проведения в Российской Федерации в 2017 году Года экологии.
3.8. В области планово-финансовой и хозяйственной деятельности:
- проведение инвентаризации имущества, в т.ч. нематериальных активов, с целью определения:
- объектов интеллектуальной собственности, способных к внедрению для достижения целей повышения эффективности производства и минимизации издержек;
- избыточного, неиспользуемого или неэффективно используемого имущества для его отчуждения в казну Российской Федерации в целях снижения издержек на содержание учреждений;
- повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе;
- организация ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов и подведомственных учреждений;
- совершенствование отраслевой нормативной базы в части реализации федерального законодательства, определяющего правовое положение государственных (муниципальных) учреждений;
- интеграция информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" подсистемы "Бюджетное планирование" в структуру Росгидромета, формирование и утверждение государственных заданий и Соглашений на предоставление субсидии в электронном виде с использованием усиленной электронно-цифровой подписи.
3.9. В области работы с кадрами и решения социальных задач:
- обеспечение действенного функционирования должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Росгидромете;
- организация правового просвещения федеральных государственных гражданских служащих, а также работников системы по правовым вопросам и антикоррупционной тематике (совещания, семинары, лекции);
- обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгидромета и работниками подведомственных Росгидромету учреждений ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- обеспечение исполнения заказа по повышению квалификации государственных гражданских служащих Росгидромета;
- обеспечение сохранения в НИУ системы подготовки кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру;
- организация повышения квалификации руководителей, специалистов среднего и высшего звена в ФГБОУ ДПО "ИПК" Росгидромета в соответствии с утверждённым государственным заданием;
- осуществление действенного контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности.
3.10. В области международного сотрудничества:
- обеспечение работ, связанных с выполнением обязательств Росгидромета в рамках ВМО, ЮНЕСКО, других международных организаций, конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений и договоров, в том числе обязательств Российской Федерации по Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- обеспечение своевременного и качественного выполнения обязательств Российской Федерации по РКИК ООН и Киотскому протоколу, находящихся в сфере ответственности Росгидромета;
- развитие сотрудничества в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;
- выполнение обязательств Росгидромета в рамках двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве с НГМС дальнего и ближнего зарубежья;
- дальнейшее укрепление сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ, и реализация Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств - участников СНГ (второй этап: 2016-2020 годы);
- развитие сотрудничества в рамках Глобальной рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО);
- укрепление представительства экспертов Росгидромета в деятельности под эгидой международных органов, в частности, ВМО и ее конституционных органов, Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в Межправительственной океанографической Комиссии (МОК) ЮНЕСКО и др.
4. Руководителям учреждений и организаций Росгидромета совместно с профсоюзными организациями в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнёрства направить основные усилия на сохранение и реальное повышение уровня жизни работников российской гидрометеорологической службы, стабилизацию работы трудовых коллективов, поиск и реализацию путей последовательного решения социальных проблем. Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого соглашения и заключённых на его основе коллективных договоров.
5. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата обеспечить реализацию задач, предусмотренных в п. 3 настоящего постановления через разработку соответствующих конкретных мер в Плане основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2016 год, планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и международного научно-технического сотрудничества Росгидромета на текущий год.
6. Заместителям Руководителя Росгидромета И.А. Шумакову, М.Е. Яковенко совместно с начальниками структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обобщить замечания и предложения, высказанные участниками итогового заседания коллегии Росгидромета от 16.03.2016 и до 08.04.2016 разработать и представить на утверждение соответствующее дополнение к Плану основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2016 год.
Председатель Коллегии Росгидромета |
А.В. Фролов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 16 марта 2016 г. N 4/1 "О деятельности Росгидромета в 2015 году и задачах на 2016 год"
Текст постановления официально опубликован не был