Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 73-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" об оспаривании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 февраля 2016 г. N 2/8 "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки для объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч" и о возложении на регулирующий орган обязанности принять новый нормативный правовой акт
по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 3 июня 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия по доверенности Барышевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" Колобовой Т.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия, регулирующий орган) издан приказ от 11 февраля 2016 г. N 2/8 "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки для объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч" (далее - приказ N 2/8).
Указанным нормативным правовым актом установлена плата за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК-14") на 2016 - 2018 годы в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки для объектов заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч при подземной прокладке трубопроводов диаметром от 50 до 250 мм. Согласно приложению к приказу N 2/8 плата для населения установлена в размере 5 255,28 тыс. руб./Гкал/ч, для прочих потребителей - 4 453,62 тыс. руб./Гкал/ч.
Общество обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании приказа N 2/8 не действующим полностью.
Административным истцом также заявлено требование возложить на РСТ Республики Бурятия обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении названной платы с учетом данных инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы по объектам ПАО "ТГК-14" Республики Бурятия, утвержденной приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 30 октября 2015 г. N 208а (далее также - инвестиционная программа ПАО "ТГК-14"), с включением налога на прибыль в размере 38 322,02 тыс. руб. и взыскать с административного ответчика затраты на оплату государственной пошлины.
Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением требований пунктов 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и пунктов 32 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования цен), а также пункта 167 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Общество указывает, что регулирующим органом необоснованно исключены из расчета платы за подключение затраты ПАО"ТГК-14" по статье "Объем капиталовложений" на сумму 17 506,12 тыс. руб. и по статье "Налог на прибыль" на сумму 38 322,02 тыс. руб. Общество также указывает на незаконность применения регулирующим органом для осуществления названного расчета общей подключаемой нагрузки потребителей в размере 30,48802 Гкал/час, поскольку приложениями к инвестиционной программе ПАО "ТГК-14" указанная нагрузка определена в размере 30,68572 Гкал/час.
Данные нарушения, по мнению административного истца, привели к утверждению экономически необоснованного размера платы за подключение, не обеспечивающего обществу компенсацию всех расходов, необходимых для подключения потребителей к тепловым сетям.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 3 июня 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено в части. Приказ N 2/8 признан не действующим полностью с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении остальной части требований ПАО "ТГК-14" отказано.
В апелляционной жалобе РСТ Республики Бурятия, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению РСТ Республики Бурятия, нарушение срока принятия оспариваемого акта не является основанием для признания его не действующим, самостоятельное увеличение регулирующим органом тепловой нагрузки объекта, включенного в инвестиционную программу, осуществлено в пределах полномочий РСТ Республики Бурятия, дифференциация платы за подключение проведена в соответствии с Методическими указаниями.
ПАО "ТГК-14" и прокуратурой Республики Бурятия поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения является регулируемой ценой, которая согласно пункту 31 статьи 2 названного закона понимается как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 и пункту 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении полномочиями по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
РСТ Республики Бурятия осуществляет указанные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 1.2 и 3.21 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 г. N 29 (далее - Положение об РСТ Республики Бурятия).
Решение об установлении на 2016 - 2018 годы платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "ТГК - 14" в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки для объектов общества, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч при подземной прокладке трубопроводов диаметром от 50 до 250 мм, принято на заседании Коллегии РСТ Республики Бурятия от 11 февраля 2016 г. N 2/8 единогласно посредством открытого голосования с соблюдением положений пункта 6.2 Положения об РСТ Республики Бурятия. Представитель общества, как видно из протокола, присутствовал на заседании Коллегии регулирующего органа.
Приказ N 2/8 официально опубликован 16 февраля 2016 г. на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия (www.egov-buryatia.ru), зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 16 февраля 2016 г. и вступил в законную силу со дня его опубликования.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и официально опубликованы для всеобщего сведения.
Как усматривается из материалов дела, 18 ноября 2015 г. ПАО "ТГК-14" направлено в регулирующий орган заявление об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения общества на 2016 - 2018 годы объектов капитального строительства потребителей г. Улан-Удэ с нагрузкой от 0,1 Гкал/час до 1,5 Гкал/час. К заявлению приложены инвестиционная программа, утвержденная приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 30 октября 2015 г. N 208а, на 2016 - 2018 годы и сводный расчет стоимости мероприятий по подключению указанных объектов. Объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей согласно инвестиционной программе ПАО "ТГК-14" установлен в размере 30,6857 Гкал/час.
В целях определения экономической обоснованности указанной платы специалистами регулирующего органа проведена экспертиза, в результате которой объемы капитальных вложений и подключаемая нагрузка скорректированы в связи с исключением нагрузки по объектам, которые уже подключены либо в их подключении отсутствует необходимость, увеличением нагрузки по отдельным объектам, а также уточнением сметной стоимости строительства объектов и исключением затрат на уплату налога на прибыль организаций за 2013 - 2015 годы. Подключаемая нагрузка на регулируемый период определена в размере 30,48802 Гкал/час. В результате размер платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "ТГК - 14" снижен РСТ Республики Бурятия с заявленных обществом 7 368,24 тыс. руб./Гкал. до 5 255,28 тыс. руб./Гкал.
Заключение экспертизы положено в основу принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в части, сделал вывод, что регулирующим органом установлена плата без дифференциации по тепловой нагрузке подключаемого объекта и необоснованно увеличена тепловая нагрузка по отдельным объектам инвестиционной программы ПАО "ТГК -14".
Также судом указано на нарушение сроков принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Судебная коллегия полагает выводы суда правомерными.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
Пунктами 107-109 Основ ценообразования указанная плата дифференцирована в зависимости от подключаемой тепловой нагрузки потребителя: до 0,1 Гкал/ч, в диапазоне от 0,1 до 1,5 Гкал/ч., свыше 1,5 Гкал/ч при отсутствии технической возможности подключения.
Согласно пункту 108 Основ ценообразования в случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
Согласно положениям пунктов 15, 16, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы.
Инвестиционная программа представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Пунктом 6 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 410 (далее - Правила N 410), предусмотрено, что в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.
Как следует из подпункта "в" пункта 10 и подпункта "а" пункта 9 Правил N 410, одним из показателей, достижение которых предусмотрено в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы, является объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей (Гкал/ч), плановое значение которого указывается в программе. Мероприятия инвестиционной программы по строительству объектов системы централизованного теплоснабжения в целях подключения потребителей предусматривают указание количества и нагрузки новых подключенных (технологически присоединенных) объектов капитального строительства потребителей.
Изменения в инвестиционную программу вносятся в порядке, установленном для утверждения инвестиционных программ, до 1 декабря соответствующего года (пункт 45 Правил N 410). Пунктом 34 Правил N 410 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.
При этом пунктом 10 Правил регулирования цен предусмотрено, что в случае принятия в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы орган регулирования при установлении цен (тарифов) учитывает внесенные в инвестиционную программу изменения начиная со следующего расчетного периода регулирования.
Как усматривается из материалов дела, РСТ Республики Бурятия установила плату за подключение к системе теплоснабжения ПАО "ТГК-14" без соблюдения названных правил дифференциации в части критерия подключаемой тепловой нагрузки потребителей, несмотря на то, что в заявлении общества содержалось указание на диапазон нагрузки. При этом регулирующим органом принята тепловая нагрузка по отдельным объектам, в размере, превышающем как допустимую нагрузку этих объектов, предусмотренную инвестиционной программой ПАО "ТГК-14", так и выходящую за заявленный обществом диапазон подключаемой тепловой нагрузки. Изменения в части тепловой нагрузки указанных объектов в инвестиционную программу ПАО "ТГК-14" не вносились. РСТ Республики Бурятия не запрашивала документы от общества, подтверждающие наличие технической возможности подключения объектов потребителей, соответствующей тепловой нагрузке, определенной регулирующим органом. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят за пределами срока, установленного пунктом 30 Правил регулирования цен.
С учетом анализа приведенных выше правовых норм и фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, Судебная коллегия полагает, что обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 3 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 73-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был