Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 61-П15
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Нечаева В.И., Петровой Т.А., Рудакова С.В., Тимошина Н.В., Харламова А.С., Хомчика В.В., -
при секретаре Шандре Л.Н., с участием потерпевшей П.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Петрикеева О.А. на приговор Московского городского суда с участием коллегии присяжных заседателей от 21 апреля 2010 года, по которому
Петрикеев О.А. ... ранее не судимый,
осужден к лишению свободы:
по п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 18 лет;
по ч. 3 ст. 222 УК РФ на 6 лет.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний Петрикееву О.А. назначено 20 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Он же оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ (по эпизоду убийства Л.), на основании п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ - за непричастностью к совершению преступления.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2010 года приговор в отношении Петрикеева О.А. оставлен без изменения.
По делу также осуждены Степанов В.С. и Комиссаров М.С., в отношении которых вопрос о пересмотре судебных решений не ставится.
В надзорной жалобе осужденный Петрикеев О.А. просит о пересмотре судебных решений и смягчении наказания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дзыбана А.А., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание состоявшихся судебных решений, доводы надзорной жалобы осужденного, послужившие основанием её передачи вместе с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., осужденного Петрикеева О.А., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил вердиктом коллегии присяжных заседателей Петрикеев признан виновным в том, что не позднее 30 мая 2008 года согласился за денежное вознаграждение лишить жизни П.
Для облегчения совершения деяния Петрикееву были переданы адрес места жительства П. сведения об используемом им автотранспорте, месте его парковки, с ним велись переговоры о местонахождении и сроках лишения жизни потерпевшего, размере денежного вознаграждения. Для подготовки задуманного Петрикееву было выдано 5 000 долларов США.
Действуя совместно и согласованно в группе, не позднее 1 июня 2008 года Петрикеев при неустановленных обстоятельствах без соответствующего разрешения приобрел один экземпляр неустановленного огнестрельного оружия калибра близкого к 9 мм и не менее 5 патронов к нему калибра 9 мм, которые хранил в неустановленном месте и носил при себе.
До 7 июня 2008 года Петрикеев определил место убийства потерпевшего, пути отхода, место парковки автомашины П.
В этот же период Петрикеев перевозил названное выше оружие с патронами на автомашине "..." под управлением Степанова.
7 июня 2008 года Петрикеев, имея при себе оружие, на автомашине "... под управлением Степанова прибыл к месту жительства потерпевшего.
Примерно в 9 часов 08 минут, когда П. подошел к своей автомашине, находившейся на площадке, расположенной между домами NN ... и ... по ул. ... в г. ... Петрикеев произвел в него не менее пяти выстрелов, причинивших потерпевшему ранение головы и четыре ранения правой боковой поверхности грудной клетки.
От перечисленных огнестрельных пулевых слепых ранений головы и грудной клетки с повреждением костей свода черепа и головного мозга, сердца, легких и печени с последующим кровоизлиянием П. скончался на месте происшествия.
После чего Петрикеев вернулся к Степанову и вместе с ним скрылся с места происшествия. Затем Петрикеев сообщил Комиссарову о совершении убийства П. за что получил остальную часть вознаграждения в размере 10 000 долларов США.
В надзорной жалобе осужденный Петрикеев оспаривает правильность квалификации его действий по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, а также по ч. 3 ст. 222 УК РФ, поскольку выводы суда о совершении данных преступлений в составе организованной группы не основаны на вердикте, обращает внимание, что судом кассационной инстанции содеянное Степановым было переквалифицировано с ч. 3 ст. 222 УК РФ на ч. 1 ст. 222 УК РФ в связи с тем, что в его действиях не установлено квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 222 УК РФ и ч. 3 ст. 222 УК РФ (совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой).
Однако, несмотря на внесенные в приговор изменения судом второй инстанции, квалификация его действий по эпизоду с оружием оставлена в той же редакции.
Наряду с этим просит обратить внимание на то, что он встал на путь исправления, находясь в местах лишения свободы, в 2011 году зарегистрировал брак, а в 2014 году стал отцом ребенка.
С учетом приведенных доводов ставит вопрос об исключении из осуждения квалифицирующих признаков совершения преступления - "организованной группой" и смягчении наказания.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осужденного, находит судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
Довод осужденного о необходимости исключения по эпизоду убийства квалифицирующего признака, предусмотренного п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, - "организованной группой", Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит несостоятельным.
Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ, преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей признано доказанным, что Петрикеев за обещанное ему денежное вознаграждение согласился лишить жизни П. и с этой целью, действуя совместно и согласованно с Комиссаровым и другим лицом, заранее тщательно разработали план совместных действий, распределили роли, провели подготовительные действия по определению места совершения преступления и путей отхода.
К обстоятельствам дела, как они установлены присяжными заседателями, квалификация действий Петрикеева, связанных с убийством П. как совершенных в составе организованной группы судом определена правильно.
Данных для признания наличия у Петрикеева на иждивении малолетних детей, что в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ является смягчающим наказание обстоятельством, судом при постановлении приговора не установлено.
Факт рождения у Петрикеева ребенка 27 мая 2014 года, то есть после постановления приговора, не может быть признан основанием для внесения в него изменений и смягчения наказания.
Вместе с тем судебные решения в отношении Петрикеева подлежат изменению в связи с тем, что по делу допущено неправильное применение уголовного закона, повлиявшее на исход дела.
Из материалов уголовного дела усматривается, что органами предварительного следствия Петрикеев обвинялся в том, что, действуя по договоренности, совместно и согласованно с Комиссаровым, Степановым и другим лицом, не позднее 1 июня 2008 года при неустановленных обстоятельствах и без соответствующего разрешения приобрел один экземпляр неустановленного огнестрельного оружия, калибра близкого к 9 мм и не менее 5 патронов калибра 9 мм к нему, которые хранил в неустановленном месте, носил при себе, перевозил на автомашине "..." (государственный регистрационный знак ... по г. ... и ... области и 7 июня 2008 года, около 7 часов, выполняя свою роль, перевез их к дому N ... по ул. Р. в г. ...
Вердиктом присяжных заседателей из обвинения Петрикеева по указанному эпизоду исключено указание на то, что он действовал по договоренности, а также совместно и согласованно с Комиссаровым и другим лицом.
Квалифицируя действия подсудимых Петрикеева и Степанова по ч. 3 ст. 222 УК РФ, суд в приговоре указал, что Петрикеев действовал совместно в группе со Степановым, каждый выполнял свою роль, то есть в составе организованной группы.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2010 года приговор в отношении Степанова изменен, его действия переквалифицированы с ч. 3 ст. 222 УК РФ на ч. 1 ст. 222 УК РФ.
Принимая такое решение, суд кассационной инстанции указал, что Степанов признан виновным лишь в том, что в группе с Петрикеевым без соответствующего разрешения перевозил оружие и боеприпасы, однако квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ч. 2 и ч. 3 ст. 222 УК РФ, - "группой лиц по предварительному сговору или организованной группой" в действиях Степанова не имеется.
Таким образом, учитывая установленные вердиктом присяжных заседателей фактические обстоятельства совершенного преступления, а также изменения, внесенные в приговор Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, действия Петрикеева, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов, не содержат признаков соучастия в формах, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 35 УК РФ, в связи с чем содеянное Петрикеевым подлежит переквалификации с ч. 3 ст. 222 УК РФ на ч. 1 ст. 222 УК РФ.
Наказание осужденному по указанной норме закона и по совокупности преступлений следует назначить в соответствии с положениями ст. 60 УК РФ и ч. 3 ст. 69 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 412.10, п. 7 ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Московского городского суда с участием присяжных заседателей от 21 апреля 2010 года, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2010 года в отношении Петрикеева О.A. изменить, переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 222 УК РФ на ч. 1 ст. 222 УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы на срок 2 года.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 1 ст. 222 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Петрикееву О.А. 19 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения в отношении Петрикеева О.А. оставить без изменения.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 61-П15
Текст постановления официально опубликован не был