Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 158-П14
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Нечаева В.И., Петровой Т.А., Рудакова С.В., Свириденко О.М., Тимошина Н.В., Хомчика В.В.,-
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Загоруйко С.И. на приговор Верховного Суда Республики Дагестан с участием присяжных заседателей от 11 декабря 2013 г., по которому
Загоруйко С.И. ..., несудимый,
осужден по ч. 3 ст. 33, п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год, в течение которого ему запрещено уходить из дома с 22 до 6 часов утра, выезжать за пределы соответствующего муниципального образования по месту жительства и менять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, а также возложена обязанность являться в указанный специализированный государственный орган 2 раза в месяц для регистрации, с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
Алибеков Ш.А. ... несудимый,
осужден по ч. 5 ст. 33, п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 7 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год, в течение которого ему запрещено уходить из дома с 22 до 6 часов утра, выезжать за пределы соответствующего муниципального образования по месту жительства и менять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, а также возложена обязанность являться в указанный специализированный государственный орган 2 раза в месяц для регистрации, с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
Дмитренко С.В. ... несудимый,
осужден по ч. 3 ст. 33, п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год, в течение которого ему запрещено уходить из дома с 22 до 6 часов утра, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства и менять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, а также возложена обязанность являться в указанный специализированный государственный орган 2 раза в месяц для регистрации, с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
За потерпевшим К. признано право обращения в суд с иском о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Постановлением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 11 декабря 2013 г. прекращено уголовное преследование Алибекова Ш.А. по обвинению его по ч. 2 ст. 222 УК РФ в отношении пистолета (предположительно ПСМ) в связи с истечением срока давности, а в отношении газового пистолета модели "ИЖ-78-7,6", переделанного самодельным способом под стрельбу патронами 5,45 мм, оснащенного прибором для бесшумной стрельбы, и не менее 5 патронов к нему - за отсутствием в деянии состава преступления.
Постановлением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 января 2014 г. из резолютивной части приговора исключено указание о назначении Алибекову Ш.А., Загоруйко С.И. и Дмитренко С.В. дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год каждому с установлением следующих ограничений: запрещено уходить из дома с 22 до 6 часов утра, выезжать за пределы соответствующего муниципального образования по месту жительства и менять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, а также возложена обязанность являться в указанный специализированный государственный орган 2 раза в месяц для регистрации, с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. приговор в отношении Загоруйко С.И., Алибекова Ш.А. и Дмитренко С.В. изменен, исключено назначение каждому дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год. В остальной части приговор в отношении Загоруйко С.И., Алибекова Ш.А. и Дмитренко С.В. оставлен без изменения.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. определено выплатить адвокату Цапину В.И. из средств федерального бюджета Российской Федерации вознаграждение в сумме 3600 рублей за оказание им по назначению суда юридической помощи Алибекову Ш.А. при рассмотрении его уголовного дела в суде кассационной инстанции.
Процессуальные издержки в указанной сумме определено взыскать в доход федерального бюджета Российской Федерации с Алибекова Ш.А.
В надзорной жалобе осужденный Загоруйко С.И. просит об отмене судебных решений и передаче уголовного дела на новое судебное рассмотрение.
Уголовное дело в отношении Алибекова Ш.А. и Дмитренко С.В. рассматривается в порядке ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хлебникова Н.Л., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и апелляционного определения, доводы надзорной жалобы, послужившие основанием передачи надзорной жалобы с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гриня В.Я., представителя потерпевшего Казаватова Р.К. - адвоката Крючкова В.В., осужденного Загоруйко С.И. и адвокатов Лукашенко А.Ю., Квасова С.В., Валигасанова А.У., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Загоруйко, Алибеков и Дмитренко осуждены за преступление, совершенное при следующих обстоятельствах.
Летом 1999 г. Дмитренко, Загоруйко и другое лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено в связи с его смертью, а также другие не установленными следствием лица договорились лишить жизни председателя совета директоров производственного объединения "..." К. в целях устранения его от управления ЗАО "..." и распоряжения принадлежащими ему обыкновенными акциями в количестве 27626 штук, при этом распределили между собой роли.
С этой целью Загоруйко, Дмитренко и другое лицо приискали исполнителей: Алибекова и второе лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено в связи с его смертью. В августе 1999 г. в г. ... в кафе-ресторане "..." была достигнута договоренность о выплате им вознаграждения в размере 80000 долларов США. При этом Загоруйко, Дмитренко и другое лицо представили Алибекову и другому лицу фотографию К., а также информацию об адресах возможного его пребывания в г. ... и об автомашине, используемой им.
Примерно в сентябре 1999 г. указанные лица встретились в том же кафе, где Алибеков и другое лицо получили часть денежного вознаграждения в размере 30000 долларов США за организацию подготовки к причинению смерти К., из которых 5000 долларов США получил от второго лица Алибеков, после чего выехали в г. ... При этом Загоруйко, Дмитренко и другое лицо, а также неустановленные лица обязались сообщить посредством телефонной связи другому лицу, выехавшему в г. ... которому они поручили разработку и реализацию плана, направленного на причинение смерти Казаватову, об убытии последнего в г. ...
В начале февраля 2000 г. Алибеков, получив сообщение о том, что К. находится в г. ..., вместе со вторым лицом и двумя неустановленными лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, выследили его и стали контролировать его передвижение. При этом разработали совместный согласованный план лишения жизни К. распределив между собой роли.
Алибеков должен был перевозить на автомашине второго исполнителя и остальных членов группы, следя за ним, а после причинения смерти К. перевезти указанных лиц с места происшествия в безопасное место, а также скрыть орудия преступления.
11 февраля 2000 г., примерно в 23 часа, Алибеков на автомашине ВАЗ-2106 перевез указанных лиц по адресу: г. ..., ул. ... к месту нахождения К. где указанными лицами в салоне автомашины ... было произведено из пистолета не менее 5 выстрелов в голову потерпевшего, в результате которых ему были причинены телесные повреждения в виде слепого огнестрельного пулевого входного ранения головы в правой височной области, слепого огнестрельного пулевого входного ранения головы на задней поверхности основания правой ушной раковины, слепого огнестрельного пулевого входного отверстия в наружном слуховом проходе правой ушной раковины, сквозного огнестрельного пулевого ранения ушной раковины с последующим касательным ранением задней поверхности ушной раковины, с повреждением головного мозга. Смерть потерпевшего К. наступила на месте происшествия.
Алибеков, выполняя отведенную ему роль, дождался лицо, производившее выстрелы в К., посадил его в свою автомашину, чтобы скрыться с места происшествия, и перевез его по ул. ... к ... озеру, где скрыл орудие преступления - переданный ему этим лицом пистолет, выбросив его за ограждение озера.
Примерно в середине марта 2000 г. он и лицо, непосредственно причинившее смерть К. приехали в г. ... где от Загоруйко по лучили остальную часть вознаграждения в размере 50000 долларов США за причинение смерти К.
Летом 2000 г. Загоруйко, Дмитренко и другое лицо, путем обмана получив пакет акций, принадлежащих семье К., и оформив их на Загоруйко, продали их другому лицу за 7000000 рублей, которыми распорядились по своему усмотрению.
В надзорной жалобе осужденный Загоруйко указывает, что в судебном заседании председательствующим в нарушение ст. 267 УПК РФ не были разъяснены подсудимым права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ, и порядок их реализации, в частности, не было разъяснено право и не предоставлена возможность участвовать в прениях сторон путем подачи подсудимыми соответствующего ходатайства. Просит отменить судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение.
Представитель потерпевшего - адвокат Крючков В.В. представил возражения на жалобу Загоруйко, которую просит оставить без удовлетворения, указывая, что 14 марта 2013 г. в подготовительной части судебного разбирательства председательствующий разъяснил права всем участникам процесса, в том числе права подсудимым, предусмотренные ст. 47 УПК РФ. В соответствии с положениями ст.ст. 326, 327, ч. 3 ст. 329 УПК РФ после роспуска коллегии присяжных заседателей повторное разъяснение подсудимым прав не требовалось, председательствующий должен был продолжить судебное разбирательство со стадии, регламентированной ст. 328 УПК РФ. Согласно протоколу судебного заседания, 6 ноября 2013 г. председательствующий предложил всем участникам процесса подготовиться к прениям сторон и отложил судебное заседание, а 22 ноября 2013 г. после его возобновления, переходя к прениям, разъяснил сторонам, что они вправе участвовать и выступать перед присяжными заседателями в судебных прениях.
Осужденный по делу Алибеков в возражении на надзорную жалобу Загоруйко приводит аналогичные мотивы. Одновременно с этим просит смягчить ему наказание с учетом данных о его личности, активного способствования раскрытию преступления, отсутствия судимости, семейного положения и наличия 3 малолетних детей.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Загоруйко и проверив производство по делу в отношении осужденных Алибекова и Дмитренко в порядке ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ, находит судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 УПК РФ, суд обязан разъяснять, в том числе обвиняемому, его права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
Однако из материалов уголовного дела усматривается, что подсудимым Загоруйко, Алибекову и Дмитренко не были разъяснены их права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ, с учетом особенностей производства в суде с участием присяжных заседателей, что не позволило им реализовать в судебном разбирательстве гарантированные законом права, в том числе право участвовать в прениях сторон перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта.
Довод о том, что в судебном разбирательстве, которое было возобновлено по настоящему делу 13 августа 2013 г., не требовалось "повторного" разъяснения подсудимым прав, предусмотренных ст. 47 УПК РФ, поскольку им были разъяснены права в предыдущем судебном заседании, состоявшемся 14 марта 2013 г., противоречит закону, в частности, положениям ч. 3 ст. 329 УПК РФ, исходя из которых в случае роспуска коллегии присяжных заседателей (что имело место в данном случае в связи с тем, что количество выбывших присяжных заседателей превышало количество запасных), судебное разбирательство признается недействительным.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327 УПК РФ подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 36 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи.
Положения ст. 267 (глава 36 УПК РФ) обязывают председательствующего разъяснить подсудимому его права в судебном заседании, предусмотренные, в частности, ст. 47 УПК РФ.
Таким образом, поскольку в ходе производства по данному уголовному делу в суде первой инстанции допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлияли на исход дела, судебные решения в отношении Загоруйко, Алибекова и Дмитренко в соответствии с ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ подлежат отмене, а уголовное дело - передаче на новое судебное рассмотрение.
Также подлежит отмене постановление судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 января 2014 г. о внесении изменений в резолютивную часть приговора.
Кроме того, в связи с отменой приговора подлежит отмене определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. в части решения о взыскании с Алибекова процессуальных издержек в сумме 3600 рублей, связанных с выплатой вознаграждения адвокату за оказание им по назначению суда юридической помощи в суде апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что Загоруйко, Алибеков и Дмитренко обвиняются в совершении особо тяжкого преступления - убийства из корыстных побуждений, группой лиц по предварительному сговору, могут скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, Президиум в соответствии со ст.ст. 97, 108, 255 УПК РФ избирает в отношении каждого из них меру пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 412.10, п. 3 ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
приговор Верховного Суда Республики Дагестан с участием присяжных заседателей от 11 декабря 2013 г., постановление судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 января 2014 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. в отношении Загоруйко С.И., Алибекова Ш.А. и Дмитренко С.В., а также постановление судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 11 декабря 2013 г. в части решения о прекращении уголовного преследования в отношении Алибекова Ш.А. по ч. 2 ст. 222 УК РФ в отношении пистолета (предположительно ПСМ) за истечением срока давности, определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. в части решения о взыскании с Алибекова Ш.А. процессуальных издержек в сумме 3600 рублей отменить и передать уголовное дело в тот же суд на новое судебное рассмотрение со стадии судебного разбирательства, иным составом суда.
Избрать в отношении Загоруйко С.И., Алибекова Ш.А. и Дмитренко С.В. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 4 мая 2015 года.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 158-П14
Текст постановления официально опубликован не был