Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 1187317-6 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море"
(вносится Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море (далее - Соглашение) было подписано правительствами Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Туркменистана и Исламской Республики Иран 29 сентября 2014 года в городе Астрахани.
Необходимость ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку Соглашение содержит правила иные, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 21, Соглашение вступает в силу на 30-й день с даты получения Депозитарием, которым является Правительство Российской Федерации, последнего письменного уведомления о выполнении всех необходимых внутригосударственных процедур.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 4 октября 2016 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы и 22 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение регулирует взаимодействие Сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Каспийском море и применяется с целью предупреждения и/или ликвидации таких ситуаций, если они не могут быть устранены собственными силами государства какой-либо из Сторон. Применение Соглашение возможно также в случае, когда запрашивающая помощь Сторона полагает, что возникшая на сухопутной территории ее государства чрезвычайная ситуация может оказать негативное влияние на Каспийское море (статья 2).
Документ был подписан, исходя из отношений дружбы и сотрудничества между прикаспийскими государствами и их народами и стремления Сторон к их дальнейшему развитию, включая научно-техническое сотрудничество в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом были приняты во внимание положения Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 года.
Следует отметить, что, в соответствии со статьей 3, согласованные действия государств Сторон в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций строятся на принципах равенства и взаимности, самостоятельности принятия решений на внутригосударственном уровне, оказания помощи Сторонами в соответствии с их возможностями и распределения материалов обеспечения среди пострадавших людей без дискриминации по расовым, этническим, религиозным, политическим или иным признакам.
В целях реализации Соглашения каждая из Сторон назначает компетентные органы: от Российской Федерации - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство транспорта Российской Федерации.
Механизм осуществления запроса на оказание помощи в чрезвычайных ситуациях описывается в статье 6 Соглашения, соответствующая координация и взаимодействие Сторон - в статье 7, вопросы транзита, въезда, выезда и пребывания групп по оказанию помощи на территории государства запрашивающей Стороны - в статьях 8 и 9. Перевозка упомянутых групп, а также оснащения и материалов обеспечения может осуществляться как воздушным, так и водным транспортом (статьи 10 и 11).
Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются соответствующие государства (статья 16). Вместе с тем никакие положения Соглашения не интерпретируются как предопределяющие результат переговоров по статусу Каспийского моря (статья 17). Поскольку переговорный процесс по определению этого статуса не завершен, при ратификации Соглашения Российская Сторона сделает заявление, что деятельность по реализации Соглашения не означает признание Россией одностороннего распространения прибрежными государствами суверенитета на акваторию Каспийского моря.
Ратификация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации, так как его исполнение будет способствовать развитию международного сотрудничества в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые не могут быть ликвидированы силами государства одной из Сторон и требуют осуществления взаимных согласованных действий.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской стороной данного Соглашения не потребует дополнительных расходов, покрываемые за счет федерального бюджета. Ратификация Соглашения не потребует также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по соответствующему законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по международным делам, являющийся соисполнителем, поддерживает ратификацию Соглашения.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море.
Первый заместитель |
К.Ф. Затулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.