Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 12 декабря 2016 г.
Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе
судей Айриян Э.В., Баишева Ж.Н., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н.,
под председательством судьи-докладчика Ажибраимовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Асаналиевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью ТП "Руста-Брокер" об оспаривании бездействия Евразийской экономической комиссии,
установила:
I. Обстоятельства дела
Общество с ограниченной ответственностью ТП "Руста-Брокер" (далее - ООО ТП "Руста-Брокер", истец) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением об оспаривании бездействия Евразийской экономической комиссии.
Истец указал, что он, являясь таможенным представителем, 23 января 2015 года подал временную таможенную декларацию по поручению российской компании-экспортёра ООО АК "Основа". В связи с тем, что по истечении предельного срока полная декларация так и не была подана, таможенные органы Российской Федерации выставили требование об уплате таможенных платежей в сумме 60 миллионов российских рублей. Одновременно был применён механизм солидарной ответственности, предусматривающий уплату таможенных платежей таможенным представителем.
По мнению истца, в результате применения таможенными и судебными органами Российской Федерации положений законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, не соответствующих нормам Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 17; далее - ТК ТС), не были соблюдены положения пункта 1 статьи 16, подпункта 27) пункта 1 статьи 4, пункта 2 статьи 181, пункта 7 статьи 190 и других статей ТК ТС. Считая решения таможенных и судебных органов Российской Федерации неправомерными, истец обратился в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) с запросом о проведения мониторинга и контроля исполнения международных договоров в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз).
Комиссия в своем ответе информировала истца, что поставленный им вопрос не относится к компетенции Комиссии, поскольку изложенная ситуация связана с применением Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 октября 2010 года N 311-ФЗ, в частности положений статьи 214 "Временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров Таможенного союза" и пункта 6 статьи 60 "Таможенный представитель".
Считая свое обращение в Комиссию обоснованным и достаточным для инициирования процедуры мониторинга и контроля исполнения международных договоров в Российской Федерации, истец обратился в Суд.
Постановлением Коллегии Суда от 8 ноября 2016 года заявление ООО ТП "Руста-Брокер" оставлено без движения, как не соответствующее требованиям подпунктов б), г) и е) пункта 3, пункта 4 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 32 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент). В нарушение требований подпунктов б), г) и е) пункта 3 статьи 9 Регламента к заявлению не были приложены: копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления, документ, подтверждающий направление ответчику копии заявления и прилагаемых к нему документов. Как заявление, так и прилагаемые к нему документы не были представлены на электронном носителе.
Тем же постановлением Коллегии Суда истцу был предоставлен срок до 8 декабря 2016 года для устранения вышеуказанных недостатков. 30 ноября 2016 года от ООО ТП "Руста-Брокер" поступило заявление о приобщении дополнительных документов в целях устранения недостатков, послуживших основанием для оставления заявления без движения, с приложением недостающих документов и сведений.
Истец представил копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию решения N 1/16 единственного участника ООО ТП "Руста-Брокер" от 19 мая 2016 года о ликвидации ООО ТП "Руста-Брокер", копию доверенности от 14 сентября 2016 года на представление интересов истца в Суде на имя Кудрявцева М.И., копию почтовой квитанции, подтверждающей направление Комиссии отдельных документов. Истец также представил электронный носитель, содержащий заявление и прилагаемые к нему документы.
II. Выводы Коллегии Суда
В своем заявлении в Суд истец просит признать бездействие Комиссии (письмо от 22 августа 2016 года N 18-378) нарушением Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; далее - Положение о Комиссии), а также прав и интересов ООО ТП "Руста-Брокер". Истец также просит признать обращение ООО ТП "Руста-Брокер" от 25 июля 2016 года N РБ-Е001 обоснованным и достаточным для инициирования процедуры мониторинга и контроля исполнения международных договоров в Российской Федерации в части вопроса, обозначенного в заявлении.
В обоснование своих требований истец ссылается на пункты 4, 13, 24, 43, 52, 55 Положения о Комиссии.
Указанные истцом нормы устанавливают общую компетенцию Комиссии по обеспечению реализации международных договоров, проведению мониторинга и контроля исполнения международных договоров, входящих в право Союза, рассмотрению их результатов, а также по уведомлению государств - членов Союза о необходимости их исполнения.
Как следует из материалов, представленных истцом, проведение мониторинга и контроля запрашивается в отношении применения солидарной ответственности таможенного представителя. Истцом фактически оспаривается практика правоприменения Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 октября 2010 года N 311-ФЗ (положений пункта 6 статьи 60 "Таможенный представитель" и статьи 214 "Временное периодическое таможенное декларирование ввозимых товаров Таможенного союза"), осуществляемая таможенными и судебными органами Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о Комиссии установлено, что она осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза в соответствующей сфере.
Осуществление таможенного-тарифного и нетарифного регулирования относится к наднациональным полномочиям Комиссии на основании подпункта 1) пункта 3 Положения о Комиссии.
Вместе с тем компетенция Комиссии не охватывает вопросы, являющиеся предметом национального регулирования государств - членов Союза, в том числе в перечисленных сферах. Вопрос применения механизма солидарной ответственности таможенного представителя в настоящее время регулируется национальным законодательством государств - членов Союза.
Национальная законодательная практика свидетельствует о различиях в подходах к правовому регулированию ответственности таможенного представителя.
Пункт 3 статьи 27 Закона Республики Армения "О таможенном регулировании" от 30 декабря 2014 года N НО-241-N устанавливает ответственность таможенного представителя за выплату таможенных пошлин, налогов и иных платежей, если иное не предусмотрено договором, заключенным между таможенным представителем и декларантом.
Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 года N 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" в пункте 2 статьи 99 предусматривает с определенными изъятиями солидарную обязанность таможенного представителя по уплате таможенных пошлин.
Так, Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" от 30 июня 2010 года N 296-4 (пункт 7 статьи 30) закреплен принцип солидарной ответственности таможенного представителя, а также случаи исключения применения солидарной ответственности.
Принцип солидарной ответственности таможенного представителя закреплен также в Законе Кыргызской Республики "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике" от 31 декабря 2014 года N 184 (пункт 2 статьи 77, статья 229).
Пункт 6 статьи 60 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 ноября 2011 года N 311-ФЗ закрепляет солидарную ответственность таможенного представителя вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицам.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что подходы государств - членов Союза к регулированию ответственности таможенного представителя не унифицированы, национальное законодательство государств - членов Союза по-разному регламентирует вопросы установления условий солидарной ответственности таможенного представителя.
Обращаясь в Суд, истец представил информацию, свидетельствующую о том, что Комиссия направила истцу письмо от 22 августа 2016 года N 18-378, в котором содержался ответ на запрос, направленный истцом.
Комиссией по итогам рассмотрения запроса истца отмечено, что оценка правомерности действий таможенных и судебных органов государств - членов Союза не входит в компетенцию Комиссии.
Имея в виду разнородность правоприменительной практики в указанном вопросе, Комиссия приняла участие в преодолении правовой неопределенности при разработке норм проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. С учетом этого истцу указано, что поставленный им вопрос находит разрешение в пункте 4 статьи 405 проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, одобренного 16 ноября 2016 года распоряжением Евразийского межправительственного совета N 19 для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания. Указанные действия Комиссии свидетельствуют о выполнении функциональных обязанностей, предусмотренных Положением о Комиссии.
Таким образом, по результатам досудебной процедуры очевидно отсутствие нарушения Комиссией прав истца по рассмотрению его запроса. При подаче заявления в Суд истец не представил дополнительных документов, свидетельствующих о таких нарушениях.
Кроме того, из представленных истцом дополнительных материалов, подтверждающих направление ответчику копии заявления и прилагаемых к нему документов в соответствии с подпунктом е) пункта 3 статьи 9 Регламента, следует, что ООО ТП "Руста-Брокер" представила копию почтовой квитанции от 17 ноября 2016 года с описью вложения в письмо, направленное в адрес Комиссии. Из содержания описи вложения следует, что ответчику не были направлены следующие документы: копии платежного поручения от 17 октября 2016 года N 124 об уплате пошлины и договора поручения от 12 сентября 2016 года N П-001/РБ. Вместе с тем в перечень прилагаемых к заявлению документов на основании подпункта д) пункта 3 статьи 9 Регламента входит документ, подтверждающий оплату госпошлины. Помимо этого, истец не направил в адрес Комиссии копии документов, приложенных к заявлению о приобщении дополнительных документов от 28 ноября 2016 года N РБ-ЕЭ02.
В связи с этим Коллегия Суда приходит к выводу о несоблюдении требований подпункта е) пункта 3 статьи 9 Регламента.
На основании изложенного, руководствуясь положениями пункта 41, подпункта 1) пункта 95 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), подпункта е) пункта 2 статьи 33 Регламента, Коллегия Суда Евразийского экономического союза постановила:
Отказать в принятии к производству заявления общества с ограниченной ответственностью ТП "Руста-Брокер" об оспаривании бездействия Евразийской экономической комиссии.
Копию постановления направить сторонам по делу.
Председательствующий |
А.М. Ажибраимова |
Судьи |
Э.В. Айриян |
|
Ж.Н. Баишев |
|
Д.Г. Колос |
|
Т.Н. Нешатаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 12 декабря 2016 г.
Текст решения опубликован на официальном сайте Суда Евразийского экономического союза (http://courteurasian.org)