Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1009061-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
("О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")
(2 чтение)
Досье на проект федерального закона
Подготовленный ко второму чтению проект федерального закона содержит положения, не находящиеся во взаимосвязи с положениями проекта, которые были предметом рассмотрения Государственной Думой при его принятии в первом чтении. В этой связи отмечаем, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях, например, от 5 июля 2001 года N 11-П и 23 апреля 2004 года N 8-П, определении от 11 октября 2016 года N 2152-О, соблюдение процедуры принятия Государственной Думой решений является существенным процессуальным элементом надлежащего порядка принятия актов и гарантией учета исходной позиции субъектов законодательной инициативы, поскольку изменение концепции акта не может происходить на этапе внесения поправок к нему; чтобы имеющие принципиальное значение изменения не появлялись в результате случайных, не связанных с обсуждением концепции решений; нарушение же требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления и тем самым влияющее на судьбу акта в целом, свидетельствует о неконституционности такого акта не только по порядку принятия, но и, в конечном счете, по содержанию его норм. Следовательно, по этому вопросу во втором чтении не должно приниматься иное, чем в первом, решение без возвращения к новому рассмотрению концепции акта.
В проекте предлагается подпункт "н.3" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 2 проекта) изложить в новой редакции, согласно которой обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат в том числе "сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и указанных в подпункте "н.2" настоящего пункта идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну".
Поскольку из содержания указанного положения следует, что внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат лишь сведения о факте заключения клиентом договора финансирования под уступку денежного требования с определенным лицом (финансовым агентом) без указания каких-либо сведений об условиях такого договора, в том числе без указания уступаемого финансовому агенту денежного требования и лица, являющегося должником по этому требованию, практическое значение указанного положения представляется неясным. Излишней представляется и содержащаяся в данном положении оговорка "за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну", поскольку в данном положении не упоминаются какие-либо сведения, которые могут составлять охраняемую законом тайну.
Также обращаем внимание, что формулировка "о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями" предполагает возможность заключения такого договора в том числе между двумя индивидуальными предпринимателями, в то время как в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать только коммерческие организации (статья 825 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.