Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 2 проекта федерального закона к законодательству Российской Федерации о внеуличном транспорте кроме проектируемого федерального закона относятся также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в данном случае следует вести речь не о законодательстве Российской Федерации, а о правовой основе регулирования отношений по поводу функционирования и организации внеуличного транспорта, поскольку иные нормативные правовые акты не являются законодательными, а нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не включаются в понятие законодательства Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 4 проекта внеуличный транспорт определяется как "технологический комплекс, включающий подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта". Полагаем, что данное понятие следует уточнить, отразив в нем отличия внеуличного транспорта от иных видов транспорта.
В положении абзаца первого части 2 статьи 4 проекта под перевозкой понимается "нахождение пассажира на внеуличном транспорте с момента его входа на станцию внеуличного транспорта через пропускной пункт и до момента его выхода со станции внеуличного транспорта через пропускной пункт". При этом согласно положению абзаца второго данной части под перевозкой пассажира понимается "период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства". Полагаем, что проектируемые положения нуждаются в уточнении, поскольку не ясно, несет ли перевозчик ответственность за вред, причиненный пассажиру в периоды от входа на станцию до посадки и от высадки до выхода со станции.
Статья 6 проекта устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти. При этом в пункте 8 данной статьи предусмотрено, что указанными полномочиями также могут быть иные полномочия, отнесенные к ведению Правительства Российской Федерации. Проектируемое положение не учитывает, что согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 19 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, в связи с чем предлагаемая редакция положения проекта неприемлема. Кроме того, в пункте 7 данной статьи не ясно, о каких "организациях внеуличного транспорта" идет речь.
В соответствии с пунктом 11 статьи 8 проекта органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозке внеуличным транспортом, кроме перечисленных полномочий, вправе осуществлять иные полномочия, установленные не только данной статьей проекта, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Проектируемое положение не соответствует пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Положением части 1 статьи 7 проекта предусмотрена передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом. С данным положением следует согласовать пункт 2 части 4 статьи 12 проекта, заменив слова "поступление в орган, осуществляющий государственный контроль" на формулировку "поступление в орган государственной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля". Кроме того, частью 2 статьи 7 проекта предусматривается предоставление субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий, указанных в части 1 данной статьи. Обращаем внимание, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятый Государственной Думой 9 декабря 2016 года, не учитывает проектируемых положений.
В статье 12 проекта предлагается включить государственный контроль за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в предусмотренный частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. В этом случае в федеральных законах предполагается установление иного порядка согласования, однако в части 5 статьи 12 проекта такой порядок не предусмотрен, а использована неопределенная формулировка "в установленном порядке".
В положении части 2 статьи 13 проекта, предусматривается определение общих условий перевозки пассажиров внеуличным транспортом, в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем необходимо отметить, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 3, статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 части 1 статьи 18 проекта необходимо указать о возможности самостоятельного передвижения инвалидов с использованием собак-проводников, что будет соответствовать абзацу первому части 1 статьи 18 проекта.
Положение части 3 статьи 18 проекта нуждается в уточнении в части согласования с одним из общественных объединений инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, поскольку не ясно, как можно будет получить согласие при принятии решения о реконструкции или капитальном ремонте объектов инфраструктуры в случае отсутствия указанных объединений на соответствующей территории.
В части 4 статьи 18 проекта, по нашему мнению, следует конкретизировать средства обеспечения условий для беспрепятственного пользования инвалидов услугами перевозчика.
В части 5 статьи 18 проекта слова "станция" и "межстанционный переход" необходимо заменить словами "объекты инфраструктуры", что будет соответствовать терминологии пункта 1 части 1 статьи 18 проекта.
Полагаем, что положения главы 5 проекта необходимо согласовать с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части применяемой терминологии, а также предусмотреть возможность учета мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при установлении порядка проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников внеуличного транспорта (см., например, статьи 213, 328, 329, 330.3 ТК РФ).
Частью 4 статьи 20 проекта устанавливается требование, согласно которому на работу, непосредственно связанную с движением подвижного состава внеуличного транспорта, обеспечением безопасности движения подвижного состава или обеспечением безопасности перевозки пассажиров, не принимается лицо, в отношении которого работодателем установлен факт назначения административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако предлагаемый механизм реализации указанного требования, по сути, не возлагает на работодателя обязанность его соблюдения, а ставит исполнение в зависимость от субъективного фактора. Также отмечаем, что проектируемая редакция не позволит привлечь работодателя к ответственности за неисполнение требования. В данном положении проекта следует предусмотреть, что на соответствующую работу не принимается лицо, привлеченное к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда он считается подвергнутым административному наказанию по делу об административном правонарушении.
Кроме того, для того, чтобы работодатель имел возможность выполнить устанавливаемое проектом требование, необходимо определить механизм обеспечения работодателя информацией о вынесенных судьями постановлениях о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 6.9 указанного Кодекса.
Положения абзаца первого части 4 статьи 20 проекта необходимо согласовать с нормами статьи 252 ТК РФ.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.