Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 2 проекта федерального закона к законодательству Российской Федерации о внеуличном транспорте кроме проектируемого федерального закона относятся также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в данном случае следует вести речь не о законодательстве Российской Федерации, а о правовой основе регулирования отношений по поводу функционирования и организации внеуличного транспорта, поскольку иные нормативные правовые акты не являются законодательными, а нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не включаются в понятие законодательства Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 4 проекта внеуличный транспорт определяется как "технологический комплекс, включающий подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта". Полагаем, что данное понятие следует уточнить, отразив в нем отличия внеуличного транспорта от иных видов транспорта.
В положении абзаца первого части 2 статьи 4 проекта под перевозкой понимается "нахождение пассажира на внеуличном транспорте с момента его входа на станцию внеуличного транспорта через пропускной пункт и до момента его выхода со станции внеуличного транспорта через пропускной пункт". При этом согласно положению абзаца второго данной части под перевозкой пассажира понимается "период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства". Полагаем, что проектируемые положения нуждаются в уточнении, поскольку не ясно, несет ли перевозчик ответственность за вред, причиненный пассажиру в периоды от входа на станцию до посадки и от высадки до выхода со станции.
Статья 6 проекта устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти. При этом в пункте 8 данной статьи предусмотрено, что указанными полномочиями также могут быть иные полномочия, отнесенные к ведению Правительства Российской Федерации. Проектируемое положение не учитывает, что согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 19 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, в связи с чем предлагаемая редакция положения проекта неприемлема. Кроме того, в пункте 7 данной статьи не ясно, о каких "организациях внеуличного транспорта" идет речь.
В соответствии с пунктом 11 статьи 8 проекта органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозке внеуличным транспортом, кроме перечисленных полномочий, вправе осуществлять иные полномочия, установленные не только данной статьей проекта, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Проектируемое положение не соответствует пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Положением части 1 статьи 7 проекта предусмотрена передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом. С данным положением следует согласовать пункт 2 части 4 статьи 12 проекта, заменив слова "поступление в орган, осуществляющий государственный контроль" на формулировку "поступление в орган государственной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля". Кроме того, частью 2 статьи 7 проекта предусматривается предоставление субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий, указанных в части 1 данной статьи. Обращаем внимание, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятый Государственной Думой 9 декабря 2016 года, не учитывает проектируемых положений.
В статье 12 проекта предлагается включить государственный контроль за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в предусмотренный частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. В этом случае в федеральных законах предполагается установление иного порядка согласования, однако в части 5 статьи 12 проекта такой порядок не предусмотрен, а использована неопределенная формулировка "в установленном порядке".
В положении части 2 статьи 13 проекта, предусматривается определение общих условий перевозки пассажиров внеуличным транспортом, в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем необходимо отметить, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 3, статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 части 1 статьи 18 проекта необходимо указать о возможности самостоятельного передвижения инвалидов с использованием собак-проводников, что будет соответствовать абзацу первому части 1 статьи 18 проекта.
Положение части 3 статьи 18 проекта нуждается в уточнении в части согласования с одним из
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.