Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 марта 2016 г. N 14-исх/02751-ГЕ/16
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом президента Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсика от 04.02.2016 N 328/01-01-2 в части, методическо-правовых вопросов, учитывая информацию, предоставленную территориальными органами. Росреестра, сообщает.
1. О практике проведения государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов (в том числе в части проверки законности, нотариально удостоверенной сделки, соблюдения установленных законом сроков государственной регистрации прав, истребования дополнительных документов, подтверждающих личность и полномочия нотариуса).
Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные# Российской Федерации" (далее - Закон N 379-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 13 и пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в части исключения необходимости проведения проверки законности сделки, в отношении нотариально удостоверенных сделок, но не исключена обязанность (и, соответственно, ответственность) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, проводить правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав документов. Кроме того, Законом N 379-Ф3 не внесены соответствующие изменения в основания для отказа в государственной регистрации прав (статья 20 Закона о регистрации).
При осуществлении государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов государственный регистратор в ходе проведения их правовой экспертизы не проверяет законность сделки, однако устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, наличие (отсутствие) ограничений, (обременений) прав, препятствующих проведению регистрации, а также других оснований для ее приостановления и отказа в государственной регистрации прав в соответствии со статьями 19, 20 Закона о регистрации.
Необходимо также отметить, что правовая экспертиза осуществляется регистрирующим органом не только в отношении документов, устанавливающих (удостоверяющих) права на недвижимое имущество (записи о которых вносятся в соответствующие подразделы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, далее - ЕГРП), но и документов, представление которых необходимо на государственную регистрацию прав в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
В случае, если на государственную регистрацию прав не представлены документы, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации для государственной регистрации прав (например, согласие (разрешение) третьих лиц (супруга, органа опеки и попечительства, залогодержателя и т.п.), и сведения об их наличии не отражены в документе, выражающем содержание нотариально удостоверенной сделки, территориальным органам Росреестра ранее было рекомендовано в оперативном порядке запрашивать указанные документы (наличие таковых) у нотариуса.
Как доложили территориальные органы Росреестра, дополнительные документы, помимо предусмотренных Законом о регистрации и соглашением о сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 N 28 (вместе с Протоколом о порядке взаимодействия при предоставлении нотариусом документов на государственную регистрацию прав, запросе нотариусом информации о зарегистрированных правах, запросе государственным регистратором сведений, необходимых для проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки от 20.03.2014 N 1), не истребуются.
В ходе анализа представленной территориальными органами Росреестра информации был выявлен, ряд случаев нарушения срока государственной регистрации прав, в связи с чем управлениям Росреестра, допустившим указанные нарушения, поручено принять меры для обеспечения соблюдения требований действующего законодательства:
2. Об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП нотариусам.
В соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок N 180):
запрос о предоставлении сведений, в отношении которых заявитель в соответствии со статьей 8 Закона о регистрации иным федеральным законом обладает правом на их безвозмездное предоставление, заверяется подписью нотариуса, если заявителем является нотариус, запрашивающий сведения в связи с совершением нотариального действия (пункт 14);
если сведения, ограниченного доступа запрашиваются нотариусом, документы, подтверждающие право последнего на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные пунктом 3 статьи 7 Закона о регистрации (в частности реквизиты наследственного дела, если сведения запрашиваются в связи с проведением нотариусом действий, связанных с оформлением наследства, либо вид иного нотариального действия, для совершения которого запрашиваются сведения, и данные лица (лиц), обратившегося за совершением нотариального действия (полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (для российского юридического лица), фамилия, имя, отчество (отчество - при наличии) и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (при отсутствии такого номера - дата и место рождения, физического лица), если нотариальным действием, в связи с совершением которого запрашиваются сведения, является иное нотариальное действие, а также реквизиты документа, подтверждающего наделение нотариуса полномочиями) (пункт 17);
если заявителем является в том числе нотариус, который в соответствии со статьей 8 Закона о регистрации, иными федеральными законами обладает правом на безвозмездное предоставление сведений, соответствующие данные без их подтверждения прилагаемыми в этих целях к запросу документами вносятся в запрос в соответствии с пунктом 17 Порядка N 180; если запрос представляется в электронном виде, указанные в пункте 18 Порядка N 180 документы должны быть представлены в форме электронных документов (электронных образов документов). При представлении запроса в электронном виде документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений, по желанию заявителя может не представляться в виде электронного документа (электронного образа документа), если информация о заявителе, указанная в таком документе и подтверждающая право заявителя на безвозмездное получение сведений, содержится в сертификате ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 18);
запрос, представленный с нарушениями Порядка N 180, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком N 180, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 25).
В соответствии пунктом 2 статьи 8 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним в том числе по запросам нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями. (То есть нотариус вправе запрашивать на безвозмездной основе сведения из ЕГРП только в связи с совершаемыми им нотариальными действиями, а не постольку, поскольку он является нотариусом.)
При этом, как представляется, в сертификате ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи нотариуса не может содержаться информация о совершаемом им нотариальном действии, для осуществления которого запрашиваются сведения из ЕГРП.
По информации, представленной управлениями Росреестра по Республике Саха (Якутия) и Иркутской области, названными управлениями были приняты решения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП нотариусам, поскольку представленные последними запросы в нарушение требований Порядка N 180 не содержали основания запроса сведений из ЕГРП (в частности, в запросах не указывались реквизиты наследственного дела либо вид иного нотариального действия, для совершения которого запрашивались сведения из ЕГРП).
3. О предоставлении нотариусам сведений из ЕГРП в виде справки о содержании правоустанавливающих документов.
В соответствии со сноской "9" к форме справки о содержании правоустанавливающих документов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22.03,2013 N 147 (далее - Приказ N 147) (приложение N 2 к Приказу N 147), в графе "Содержание правоустанавливающего документа" указывается:
содержание правоустанавливающих документов, в том числе сведения о наименовании, серии, номере, дате выдачи (или подписания) документа, наименовании органа (организации), выдавшего документ, дате и номере государственной регистрации, сделки (если таким документом является зарегистрированная сделка), о нотариальном удостоверении документа - фамилия и инициалы нотариуса, реестровый номер (если таким документом является сделка, совершенная в нотариальной форме, иной нотариально оформленный документ, например, свидетельство о праве на наследство);
если лицо, запросившее информацию, указало конкретный документ; то в справке отражается содержание только этого документа. Например: если лицо интересует конкретный договор, то в справке указываются названные выше сведения об этом договоре, а также фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) или наименования юридических лиц - сторон договора, содержание иных существенных условий договора, в том числе условий, которые нашли свое отражение в записях ЕГРП;
если лицо запросило информацию о содержании конкретного положения (положений) названного им документа, которое, например, не является существенным условием для договоров данного вида, то в справке, помимо вышеуказанных сведений, также отражается и содержание этого положения (положений);
если лицо запросило информацию о содержании документа, на основании которого было зарегистрировано право какого-либо лица и (или) переход нрава на объект недвижимости от одного лица к другому лицу, то в справке указываются названные выше сведения о содержании каждого из документов, на основании которых право (переход права) было зарегистрировано;
если лицо, запросившее информацию, не указало конкретный документ, то в справке отражаются реквизиты и содержание документов, на основании которых внесены актуальные записи о государственной регистрации права.
По информации, представленной управлениями Росреестра по республикам Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Удмуртия, Ставропольскому краю, Курганской, Курской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тверской областям, на практике имели место случаи, когда в справке о содержании правоустанавливающих документов указывались только наименование и реквизиты правоустанавливающего документа.
Территориальным органам Росреестра указано на необходимость соблюдения требований действующих нормативных правовых актов при выдаче сведений из ЕГРП в виде справки о содержании правоустанавливающих документов.
При этом, по информации управлений Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и по Астраханской области, запросы нотариусов о предоставлении сведений в виде справки о содержании правоустанавливающих документов в названные управления Росреестра не поступали.
4. О взаимодействии Управления Росреестра по Еврейской автономной области (далее - Управление) с нотариусами.
По информации Управления, оно осуществляет взаимодействие с нотариусами в ходе оказания государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставления сведений из ЕГРП путем проведения рабочих встреч и совещаний по возникающим вопросам. При этом представитель нотариальной палаты входит в состав общественного совета Управления. Нотариусом был подан 1 пакет документов на государственную регистрацию прав в электронном виде, который не отразился в программном комплексе информационной системы ЕГРП. О формировании заявки в Управление информация поступила в рабочем порядке. По состоянию на дату доклада Управления (17.02.2016) при проверке статуса указанной заявки установлено, что данный пакет ожидает оплаты.
Дополнительно полагаем возможным отметить, что анализ представленной управлениями Росреестра информации показал, что во всех территориальных органах Росреестра осуществляется взаимодействие с нотариусами, как путем консультаций в рабочем порядке (по телефону) по возникающим вопросам, так и в ходе рабочих встреч, совместных совещаний, семинаров и направления нотариусам информационных писем; при территориальных органах Росреестра функционируют общественные советы, в состав которых входят в том числе нотариусы.
Заместитель руководителям |
Г.Ю. Елизарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 марта 2016 г. N 14-исх/02751-ГЕ/16
Текст письма официально опубликован не был