Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 октября 2016 г. N 73-П16
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Нечаева В.И., Петровой Т.А., Рудакова С.В., Тимошина Н.В., Харламова А.С., Хомчика В.В., -
при секретаре Шандре Л.Н.
рассмотрел представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств.
4 ноября 2000 года Белозоров A. ... был задержан в порядке ст. 122 УПК РСФСР по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Прокурором Северо-Западного административного округа г. Москвы 7 ноября 2000 года санкционировано постановление следователя об избрании Белозорову А.Ф. меры пресечения в виде заключения под стражу.
В дальнейшем срок содержания Белозорова А.Ф. под стражей неоднократно продлевался.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по уголовному делу в отношении Белозорова А.Ф. ввиду новых обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дзыбана А.А., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, мотивы представления, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Фридинского С.Н., Белозорова А.Ф., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
4 ноября 2000 года Белозоров А.Ф. был задержан в порядке ст. 122 УПК РСФСР по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Прокурором Северо-Западного административного округа г. Москвы 7 ноября 2000 года санкционировано постановление следователя об избрании Белозорову А.Ф. меры пресечения в виде заключения под стражу.
Постановлением судьи Московского городского суда от 4 апреля 2001 года уголовное дело по обвинению Белозорова А.Ф. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 33, п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 33, п.п. "ж", "з", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ, назначено к слушанию в судебном заседании на 16 апреля 2001 года, мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения.
Постановлением судьи Московского городского суда от 24 июля 2001 года по уголовному делу в отношении Белозорова А.Ф назначено судебное заседание на 25 июля 2001 года, мера пресечения оставлена прежняя - заключение под стражу.
Определением Московского городского суда от 2 августа 2001 года судебное заседание по уголовному делу отложено на 3 сентября 2001 года, мера пресечения Белозорову А.Ф. оставлена в виде заключения под стражу.
Определением Московского городского суда от 4 сентября 2001 года судебное заседание по уголовному делу отложено на 8 октября 2001 года, мера пресечения Белозорову А.Ф. оставлена в виде заключения под стражу.
Определением Московского городского суда от 17 декабря 2001 года судебное заседание по уголовному делу отложено на 11 февраля 2002 года, мера пресечения Белозорову А.Ф. оставлена в виде заключения под стражу.
Постановлением судьи Московского городского суда от 1 июля 2002 года срок содержания Белозорова А.Ф. под стражей продлен на 3 месяца, то есть до 30 сентября 2002 года.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2002 года постановление судьи Московского городского суда от 1 июля 2002 года в отношении Белозорова А.Ф. оставлено без изменения.
Определением Московского городского суда от 16 сентября 2002 года срок содержания Белозорова А.Ф. под стражей продлен на 3 месяца, то есть до 16 декабря 2002 года.
Определением Московского городского суда от 16 декабря 2002 года срок содержания Белозорова А.Ф. под стражей продлен до 15 марта 2003 года.
По приговору Московского городского суда от 30 января 2003 года Белозоров А.Ф. осужден по ч. 1 ст. 30, п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По ч. 3 ст. 33, п.п. "ж", "з", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ Белозоров А.Ф. оправдан в связи с непричастностью к совершению данного преступления.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2003 года приговор Московского городского суда от 30 января 2003 года в отношении Белозорова А.Ф. оставлен без изменения.
Постановлением судьи Себежского районного суда Псковской области от 4 августа 2006 года Белозоров А.Ф. освобожден с 15 августа 2006 года от отбывания наказания условно-досрочно на 2 года 7 месяцев 18 дней.
Белозоров А.Ф., полагая, что его права при производстве по делу нарушены, обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека (далее Европейский Суд).
15 октября 2015 года Европейский Суд вынес постановление "Белозоров против России и Украины", которое вступило в силу 15 января 2016 года.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в связи с установлением Европейским Судом нарушений пунктов 3 и 4 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенции), допущенных при рассмотрении уголовного дела в отношении Белозорова А.Ф. в суде Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению.
Установленные Европейским Судом в постановлении от 15 октября 2015 года нарушения положений Конвенции при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела являются в соответствии с подп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ основанием для возобновления производства по этому делу в порядке, установленном главой 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Европейского Суда.
По смыслу названных норм закона в их взаимосвязи Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает решение об отмене или изменении вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда в тех случаях, когда установленное Европейским Судом нарушение Конвенции позволяет сделать вывод о незаконности, необоснованности или несправедливости состоявшихся судебных решений.
Европейский Суд, рассмотрев жалобу Белозорова А.Ф., пришел к выводу, что доводы заявителя о нарушении требований Конвенции, обусловленные чрезмерной продолжительностью предварительного заключения его под стражей, непредоставлением права участвовать в судебных заседаниях 1 июля и 24 октября 2002 года, оставлением без рассмотрения кассационных жалоб от 17 сентября и от 17 декабря 2002 года, а также задержками в рассмотрении жалоб от 1 и от 22 июля 2002 года, являются обоснованными.
Как указал Европейский Суд, содержание Белозорова А.Ф. под стражей длилось со дня его задержания 4 ноября 2000 года до вынесения ему приговора 30 января 2003 года, то есть в течение 2 лет 1 месяца 26 дней.
Содержание Белозорова А.Ф. под стражей могло быть изначально оправдано обоснованными подозрениями в убийстве, то есть тяжестью обвинения, однако с течением времени данное основание неизбежно теряет силу и не может служить основной причиной для содержания под стражей лица на последующей стадии судебного разбирательства.
Что касается риска побега, то его необходимо оценивать с учетом различных факторов, особенно тех, которые относятся к характеру соответствующего лица, его моральным качествам, жилищу, роду деятельности, имуществу, его семейным узам и возможным связям со страной, в которой он привлечен к уголовной ответственности.
Европейский Суд отметил, что может согласиться с тем, что отсутствие постоянного места жительства в России могло оправдывать опасения судов в том, что Белозоров А.Ф. скроется от правосудия, однако они не сослались на этот аргумент ни в одном из судебных решений, кроме постановления от 7 ноября 2000 года.
Внутригосударственные суды не рассматривали личную ситуацию Белозорова А.Ф. и обстоятельства, касающиеся опасности того, что он может скрыться от правосудия.
Причины для обоснования содержания Белозорова А.Ф. под стражей в течение более 2-х лет Европейским Судом признаны недостаточными.
Наряду с этим Европейский Суд обратил внимание на то, что ни заявитель, ни его адвокат не участвовали в слушании по вопросу содержания Белозорова А.Ф. под стражей 1 июля 2002 года, его ходатайство о присутствии в судебном заседании 24 октября 2002 года оставлено без рассмотрения, также, как и жалобы от 17 сентября и от 17 декабря 2002 года на судебные решения от 16 сентября и от 16 декабря 2002 года.
Европейский Суд, сославшись на прецедентную практику по рассмотренным делам, констатировал нарушение пунктов 3 и 4 ст. 5 Конвенции.
Принимая во внимание установленные Европейским Судом нарушения пункта 3, а также пункта 4 статьи 5 Конвенции в части проведения судебных заседаний 1 июля 2002 года и 24 октября 2002 года без участия заявителя и адвоката, оставления без рассмотрения жалоб от 17 сентября и от 17 декабря 2002 года, судебные решения в отношении Белозорова о продлении срока содержания под стражей в период с 4 апреля 2001 года по 16 декабря 2002 года подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
возобновить производство по уголовному делу в отношении Белозорова А.Ф. ввиду новых обстоятельств.
Постановления судьи Московского городского суда от 4 апреля 2001 года и от 24 июля 2001 года в части решения вопроса о мере пресечения, постановление судьи Московского городского суда от 1 июля 2002 года, определения Московского городского суда от 2 августа 2001 года, от 4 сентября 2001 года и от 17 декабря 2001 года в части решения вопроса о мере пресечения, определения Московского городского суда от 16 сентября 2002 года и от 16 декабря 2002 года, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2002 года в отношении Белозорова А.Ф. отменить.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 5 октября 2016 г. N 73-П16
Текст постановления официально опубликован не был