Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2016 г. N 303-ЭС16-18397
Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В.,
изучив кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (г. Николаевск-на-Амуре; далее - администрация) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.10.2016 по делу N А73-3823/2016,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (с. Красное; далее - общество) к администрации о взыскании 2 701 721,82 руб. убытков,
(третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (г. Хабаровск), установил:
решением суда первой инстанции от 24.05.2016, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация указывает на нарушения в толковании и применении судами норм права.
По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют.
Из представленных материалов следует, что мотивом обращения общества (ресурсоснабжающей организации) в арбитражный суд с иском по настоящему делу послужило невозмещение в полном объеме администрацией убытков, возникших на стороне истца в январе-феврале 2016 года из-за разницы между предельными тарифами на энергоресурс для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и экономически обоснованными тарифами, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для истца.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК, представленные сторонами доказательства, судебные инстанции установили схему поставки энергоресурсов, в соответствии с которой истец поставлял исполнителям коммунальных услуг в многоквартирных домах тепловую энергию, разницу между экономически обоснованной ценой на этот ресурс и ценой, по которой в силу мер государственного регулирования общество продавало тепловую энергию, а также объем поставки. Проанализировав указанные обстоятельства и признав заявленные требования подтвержденными по праву и размеру, суды пришли к выводу об обязанности администрации компенсировать ресурсоснабжающей организации финансовые потери (выпадающие доходы), связанные с применением мер государственного регулирования.
Как указали суды, в силу Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения", обязательство по возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф, относится к расходным обязательствам Хабаровского края.
Отмечено, что согласно пунктам 2.2, 5.3 Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пунктах 3.1, 3.2 Порядка расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного тем же постановлением Правительства Хабаровского края, расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации. Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления. В связи с этим суды заключили, что органы местного самоуправления, в том числе Николаевский муниципальный район, самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района. Соответствующий порядок перечисления средств на возмещение спорных убытков утвержден постановлением администрации от 29.08.2011 N 494-па.
Суды руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктами 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", учитывали практику рассмотрения аналогичных споров (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87).
Возражениям администрации судами трех инстанций дана оценка, не согласиться с которой нет оснований.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 АПК РФ, определил:
отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2016 г. N 303-ЭС16-18397 по делу N А73-3823/2016
Текст определения официально опубликован не был