Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 декабря 2016 г. N 5.1-01/3287
по проекту федерального закона N 18453-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему",
принятому Государственной Думой 16 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 2 ноября 2016 года (N 18453-7). Соглашение и Протокол к нему были подписаны в городе Тегеране 23 декабря 2015 года.
В соответствии со статьёй 3 Соглашения Стороны обеспечивают на своих территориях справедливый и равноправный режим капиталовложениям, осуществлённым инвесторами Сторон, который должен быть таким же благоприятным, как и режим, предоставляемый Стороной капиталовложениям своих инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным. При этом Соглашением (пункт 4 статьи 3) уточняется, что предоставление режима наибольшего благоприятствования не должно толковаться как обязывающее одну Сторону распространять на капиталовложения, осуществлённые инвесторами другой Стороны, привилегии и преимущества, которые предоставляются или будут предоставлены в связи с участием Стороны в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе или аналогичных экономических образованиях.
Согласно статье 7 Соглашения к Стороне или уполномоченному ею органу, которые произвели платёж на основе гарантии защиты от некоммерческих рисков, переходят права инвестора в порядке суброгации. Обращаем внимание на то, что названный переход прав инвестора предусмотрен также Конвенцией об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года (Россия и Иран участвуют), целью деятельности которого является предоставление гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых на территориях её государств-членов.
Соглашение разработано на основе положений типового межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456. Однако, в отличие от типового соглашения, Соглашением предусматривается правило о ретроспективном применении (статья 8), согласно которому оно применяется в отношении всех капиталовложений, осуществлённых инвесторами одной Стороны на территории другой Стороны начиная с 1 января 1992 года, но оно не применяется к любым спорам, касающимся капиталовложений, возникшим до вступления его в силу, или к любым требованиям, касающимся капиталовложений, возникшим в результате событий, которые также имели место до его вступления в силу.
По тексту Соглашения отмечаем ряд неточностей.
1. В пункте 5 статьи 3 приводится наименование Соглашения об учреждении ВТО - "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации" от 15 апреля 1994 года, в то время как в Федеральном законе о ратификации Протокола о присоединении России к этой международной организации от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ содержится иное наименование названного международного договора - "Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года".
2. В статье 7 в словах "договаривающаяся Сторона" в слове "договаривающаяся" первая буква должна быть прописной. В этой же статье в словах "законами и нормативными правовыми актами" пропущено слово "иными" перед словами "нормативными правовыми актами" (в соответствии с пунктом 5 статьи 1).
3. Отмечаем, что статья 4 текста Соглашения на русском языке включает пункты 1 и 2, в то время как в этой же статье представленного текста Соглашения на английском языке, который имеет преимущественную силу для целей толкования, содержатся пункты 1, 2 и 3.
В соответствии с Соглашением (пункт 1 статьи 12) оно остаётся в силе в течение десяти лет и вступает в силу по истечении тридцати дней с даты последнего письменного уведомления одной из Сторон другой Стороне о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. После окончания этого срока его действие автоматически продлевается на очередные пятилетние периоды.
Протокол к Соглашению содержит уточняющее положение, являющееся неотъемлемой частью Соглашения. Протоколом предусматривается, что Соглашение применяется для России только в отношении капиталовложений, допущенных в соответствии с её законом об иностранных инвестициях, а для Ирана - только в отношении капиталовложений, допущенных в соответствии с его законом о поощрении и защите иностранных инвестиций Организацией по инвестициям, техническому и экономическому содействию Ирана или любым другим органом в порядке правопреемства.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение и Протокол подлежат ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся предоставления инвесторам и их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, содержат иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 31 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.