Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 декабря 2016 г. N 5.1-01/3292
по проекту федерального закона N 971580-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятому Государственной Думой 16 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (N 971580-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 12 января 2016 года. При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и частично содержание.
Федеральный закон вносит изменения в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части возложения на ФТС России полномочия по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - государства - члены ЕАЭС), а также в части установления обязанности российского лица, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС представлять статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) в таможенный орган.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в части дополнения его новой статьей 19.7.13, устанавливающей административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление в статистической форме недостоверных сведений, что повлечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей (за первое нарушение) и от 20 тысяч до 30 тысяч рублей (за повторное нарушение);
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей (за первое нарушение) и от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (за повторное нарушение).
Также вносятся изменения в статью 23.8 Кодекса, согласно которым рассмотрение дел по указанным административным правонарушениям будет осуществляться таможенными органами.
Федеральный закон предусматривает освобождение юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от административной ответственности в случае добровольного представления в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы с одновременным представлением новой статистической формы, содержащей достоверные сведения.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
Вместе с тем обращаем внимание, что в абзаце первом части 1 новой редакции статьи 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 1 Федерального закона), согласно которому статистика взаимной торговли ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации, не определено, что понимается под "иными источниками информации". Указанная неопределенность нормативного содержания порождает на практике неоднозначное толкование и возможность произвольного применения нормы.
Кроме того, в пункте 1 статьи 1 Федерального закона вместо слов "подпункт 3" должны быть слова "пункт 3".
Правовым последствием принятия Федерального закона будет обязанность российских лиц, заключивших сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, представлять статистическую форму учета перемещения товаров в ФТС России.
Согласно статье 3 Федерального закона он вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, что соответствует требованиям статьи 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о вступлении в силу актов законодательства о таможенном деле.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (таможенное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов таможенного регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2016 года,
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.