1. Наименование объекта закупки должно отражать суть исполняемых обязательств по контракту.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией об Аукционе наименование закупки - приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест).
Вместе с тем, пунктом 38 спецификации на приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест) документации об Аукционе установлено: "проектно-сметная документация Здания выполнена организациями, имеющими свидетельства о допуске к необходимому виду или необходимым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Имеет положительное заключение организации, осуществляющей государственную экспертизу градостроительной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ".
В пункте 1.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что продавец принимает на себя обязательство передать в собственность муниципального образования "Город Томск", а Покупатель обязуется принять в собственность муниципального образования "Город Томск" и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта нежилое здание (далее - Здание), которое будет создано в будущем.
Также в документации об Аукционе представлен ряд положений, в том числе, например, обязанности продавца: "передать Покупателю по акту приема-передачи положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации в отношении Здания в течение 10 рабочих дней с момента его получения Продавцом, но не позднее 01 апреля 2016 года; в срок до 15 декабря 2016 года приобрести право собственности на указанное в п. 1.1 настоящего контракта Здание и произвести оформление на себя права собственности в отношении Здания в соответствии с действующим законодательством РФ; предоставлять Покупателю информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная информация должна быть предоставлена Продавцом Покупателю в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком", свидетельствующих, что объектом закупки является проектирование и строительство здания.
Изучив представленные на заседание Комиссии документы и сведения по закупке, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является не приобретение нежилого здания, а строительство нежилого здания по заданию Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе наименование и описание объекта закупки ненадлежащим образом, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 68.10.14.000 "Услуги по покупке и продаже нежилых зданий и занимаемых ими земельных участков", при этом целью проводимой закупки является выполнение проектных и строительных работ нежилого здания - общеобразовательной организации на 1100 мест. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 999 000 000 рублей, в связи с чем необходимо установить в документации об Аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе к участникам Аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно- монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Изучив представленные на заседание Комиссии документы и сведения по закупке, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, в последующем переданный в собственность Заказчику, Уполномоченному органу.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4-5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 (далее - Приказ). Согласно Приложению к Приказу в свидетельстве указывается предельная стоимость работ (по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства) по одному договору, на осуществление организации которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве.
Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
В документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации соответствующих работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией об аукционе наименование закупки - приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест).
Вместе с тем, положениями п. 38 спецификации на приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест) документации об аукционе установлено: "проектно-сметная документация Здания выполнена организациями, имеющими свидетельства о допуске к необходимому виду или необходимым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
Имеет положительное заключение организации, осуществляющей государственную экспертизу градостроительной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ".
В пункте 1.1 проекта контракта документации об аукционе установлено, что продавец принимает на себя обязательство передать в собственность муниципального образования "Город Томск", а покупатель обязуется принять в собственность муниципального образования "Город Томск" и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта нежилое здание, которое будет создано в будущем.
Также в документации об аукционе представлен ряд положений, в том числе, например, обязанности продавца: "передать покупателю по акту приема-передачи положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации в отношении Здания в течение 10 рабочих дней с момента его получения
Продавцом, но не позднее 01 апреля 2016 года; в срок до 15 декабря 2016 года приобрести право собственности на указанное в п. 1.1 настоящего контракта Здание и произвести оформление на себя права собственности в отношении Здания в соответствии с действующим законодательством РФ; предоставлять Покупателю информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Указанная информация должна быть предоставлена продавцом покупателю в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком", свидетельствующих, что объектом закупки является проектирование и строительство здания.
На основании изложенного объектом закупки является не приобретение нежилого здания, а строительство нежилого здания по заданию Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе наименование и описание объекта закупки ненадлежащим образом, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. "
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016 г. по делу N А40-97161/2016)
2. Комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке организации на основании незаконных требований, установленных заказчиком в документации.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на: поставку канцелярских принадлежностей.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба. Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором; электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе: аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник, электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе; при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения; товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 04.04.2016 N 017 участнику закупки с порядковым номером заявки "9" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям: Папка тип 3, Папка тип 5, Тетрадь тип 2, бумага тип 1.
Пунктом 1.2 Документации об Аукционе установлено, что участник закупки при заполнении первой части заявки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям установленным документацией, за исключением показателей, значения которых не могут изменяться.
Также в пункте 1.2 документации об Аукционе установлены' требования: "Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник, закупки должен представить сведения о конкретных значениях, данных показателей точно в соответствии с требованиями аукционной документации.
При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Изменение названия показателя товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
В случае использования "или", "/", ";" (в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" не стоит знак. ":") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя без использования слов/знаков "или", "/", ";". Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного(-ых) значения(-й) показателя. Показатели, установленные для не выбранных участником альтернативных значений, участник вправе не указывать либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки:, >-: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "X" и т.п."".
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено:
"В позиции N 48 Папка тип 3: Максимальное количество вмещаемых листов свыше 250 шт.
В позиции N 50 Папка тип 5: Максимальная вместимость свыше 250 листов.
В позиции N 103 Тетрадь тип 2: "В соответствии с ГОСТ 13309-90. Тетрадь должна быть в клетку без полей, со скреплением листов в блок шитьем, проволокой, со скреплением блока с обложкой внакидку или со скреплением блока с переплетной крышкой форзацем. Форзац тетради должен быть выполнен из бумаги форзацной по ГОСТ 6742-79. Переплетная крышка тетради должна быть выполнена из заготовки из бумвинила. Обложка тетради должна быть выполнена из бумаги для сувенирных изделий.".
В позиции N 7 Зажим для бумаг тип 1: Максимальное количество скрепляемых листов не менее 60 л.".
Представленная представителями Заказчика первая часть заявки Заявителя содержит следующие сведения:
"В позиции N 48 Папка тип 3: Количество вмещаемых листов 270 шт. В позиции N 50 Папка тип 5: Вместимость 270 листов. В позиции N 103 Тетрадь тип 2: "В соответствии с ГОСТ 13309-90. Тетрадь в клетку без полей, со скреплением листов в блок шитьем проволокой, со скреплением блока с переплетной крышкой форзацем. Форзац тетради выполнен из бумаги форзацной по ГОСТ 6742-79. Переплетная крышка тетради выполнена из заготовки из бумвинила. Обложка тетради выполнена из бумаги для сувенирных изделий.".
В позиции N 7 Зажим для бумаг тип 1: Количество скрепляемых листов 60 шт.".
Учитывая позиции N 48, 50 приложения N 2 к документации об Аукционе Комиссия приходит к выводу что положения документации об Аукционе не позволяют однозначно определить, в каких именно иных случаях требования к показателям товаров, установленные в виде значений не могут изменяться. Также невозможно однозначно определить значения характеристик "Максимальное количество вмещаемых листов свыше" и "Максимальная вместимость свыше", поскольку слова "свыше", "максимальное" допускает двусмысленное толкование ввиду, неопределенности отнесения указанного параметра к показателю товара либо к его значению.
Учитывая позицию N 103 приложения N 2 к документации об Аукционе Комиссия приходит к выводу что положения документации об Аукционе не позволяют однозначно определить, каким образом необходимо- толковать положения инструкции в случае использования союза "или" и в отношении каких именно показателей и в каких случаях участник закупки вправе как указывать, так и не указывать альтернативные значения, показателей.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заявитель в своей заявке на участие в Аукционе в отношении позиции N 103 приложения N 2 к документации об Аукционе предлагал к поставке тетрадь со скреплением блока исключительно с переплетной крышкой- форзацем и с обложкой тетради, которая выполнена из бумаги для сувенирных, изделий которая покрывает переплетению крышку и не является видом скрепления блока с обложкой.
Учитывая позицию N 7 приложения N 2 к документации об Аукционе. Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе не позволяют однозначно определить значения характеристики "Максимальное количество листов", поскольку слово "максимальное" допускает двусмысленное толкование ввиду неопределенности отнесения указанного параметра к показателю товара либо к его значению.
Также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 04.04.2016 N0173100004515002270-1 участникам закупки с порядковыми номерами заявки "5", "6", "7", "8" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участники закупки с порядковыми номерами заявок "5", "6", "7", "8" представили в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям: Папка тип 3, Папка тип 5, Тетрадь тип 1, Тетрадь тип 2, Блокнот, Клей ПВА.
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено:
В позиции N 89 Тетрадь тип 1:
"Блок тетради должен быть выполнен из бумаги писчей по ГОСТ 18510-87. Номер бумаги писчей, из которой должен быть выполнен: блок тетради N 0 или N 1. Марка бумаги писчей, из которой должен быть выполнен; блок тетради А или Б.".
В позиции N 100 Блокнот:
"Блок блокнота должен быть выполнен из бумаги писчей по ГОСТ 18510-87.Номер бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок блокнота N 0 или N 1 Марка бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок блокнота А или Б.".
В позиции N 103 Тетрадь тип 2:
"Блок тетради должен быть выполнен из бумаги писчей по ГОСТ 18510-87.Номер бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок' тетради N0 или N1.Марка бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок тетради А или Б."".
В позиции N 15 Клей ПВА: "В соответствии с ГОСТ 18992-80. Марка, должна быть дисперсия дибутилфталата средневязкая. Сорт первый/высший. Динамическая вязкость не более 6 Па-с. Содержание пластификатора в пересчете на сухой остаток не менее 10%. Размер частиц в дисперсии 1-3: мкм.".
Учитывая позиции N 48, 50 приложения N 2 к документации об Аукционе Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе не позволяют однозначно определить, в каких именно иных случаях в соответствии с которыми требования к показателям товаров, установленные в виде значений не могут изменяться. Также невозможно однозначно определить значения характеристик "Максимальное количество вмещаемых листов свыше" и "Максимальная вместимость свыше", поскольку слово "свыше" допускает двусмысленное толкование ввиду неопределенности отнесения указанного параметра к показателю товара либо к его значению.
Учитывая позиции N 89, 100, 103 приложения N 2 к документации об Аукционе Комиссия установила, что согласно пункту 1.2.1 ГОСТ 18510-87 "Бумага писчая. Технические условия" марка бумаги А и Б относится исключительно к номеру бумаги писчей N 1 при этом не относится номеру бумаге писчей N 0.
Указанные требования к товару, составу заявок на участие в Аукционе вводят участника закупки в заблуждение.
Учитывая позицию N 15 приложения N 2 к документации об Аукционе Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров, также согласно ГОСТ 18992-80; "Дисперсия поливинилацетатная гомополимерная. Технические условия" показатели динамической вязкости и содержание пластификатора в пересчете; на сухой остаток являются результатами химических испытаний и рассчитываются по формуле, установленной в ГОСТ 18992-80 "Дисперсия- поливинилацетатная гомополимерная. Технические условия". Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатов испытаний.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в; составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной' комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участникам Аукциона с порядковыми номерами "5", "6", "7", "8" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определений поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных/ контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.6, 10.8 проекта государственного' контракта документации об Аукционе установлено:
10.2 "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки. Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
10.3 В случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара), несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара Поставщик уплачивает штраф в размере (Размер штрафа определяется в виде фиксированной суммы в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.) за каждый факт поставки Товара, несоответствующего требованиям v Контракта к качеству Товара.
10.4 В случае нарушения Поставщиком (до подписания Акта приема-передачи Товара) сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.8. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.8. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.8. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
10.6 В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
10.8 В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размеру просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за поставленный Товар) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер, штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, суд соглашается с выводом антимонопольного органа, о том, что документация об Аукционе не соответствует законодательству о контрактной системе, в связи с чем, действия Аукционной комиссии Заказчика, основывающиеся на данной документации, не могут быть признаны соответствующими законодательству о контрактной системе.
Таким образом, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе АО "Офис Премьер", а также участникам Аукциона с порядковыми номерами "5", "6", "7", "8" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2016 г. по делу N А40-92719/2016-145-805)
3. Заказчик не должен устанавливать в документации о закупке избыточные требования к составу заявки участников закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на услуги по разработке природоохранной документации.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2, 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.06.2016 N0375100001216000132-3 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основаниям:
Методика токсичности природных вод |
ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04, Т 16.1:2:2.3:3.7-04 Токсикологические методы контроля. Методика измерений оптической плотности культуры водоросли хлорелла (Chlorella vulgaris Beijer) для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления (издание 2014 года) |
Причина несоответствия |
В области проб применения методики перечислены образцы, в отношении которых методика используется - питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления. Для морских вод использоваться не может. |
Методика токсичности природных вод |
ПНД Ф Т 14.1:2:4.12-06 ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ПИТЬЕВЫХ, ПРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ И СТОЧНЫХ ВОД, ВОДНЫХ ВЫТЯЖЕК ИЗ ПОЧВ, ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД и ОТХОДОВ ПО СМЕРТНОСТИ ДАФНИЙ (DAPHNIA MAGMA STRAUS) |
Причина несоответствия |
В области проб применения методики перечислены образцы, в отношении которых методика используется - питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления. Для морских вод использоваться не может. |
Система менеджмента |
Подтверждена сертификатом соответствия Системы добровольной сертификации ВНИИС СЕРТ ИСМ ОАО ""ВНИИС" и международной в системе ТЮФ |
Причина несоответствия |
Орган по сертификации должен соответствовать требованию Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О техническом регулировании" орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации |
Пунктом 21 информационной карты документации об Аукционе установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе: "наличие у Исполнителя Методики определения токсичности природных вод. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Как пояснил представитель Заказчика, методика, представленная в заявке Заявителя не может быть применена для оценки токсичности морских вод по причине того, что диапазон реагирования солоноватоводных рачков Artemia salina на модельный токсикант составляет 2,0-7,0 мг/дм3. В Черном море соленость достигает показателей более 18 мг/дм3. В природе Artemia salina обитает в соленых озерах: хлоридных, сульфатных и карбонатных. Соленость воды, где они обитают может достигать уровня солености Черного моря, однако при солености выше 7,0 мг/дм3 рачки теряют чувствительность к токсикантам, что может влиять на репрезентативность данных.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств о необходимости установления требований о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе методики определения токсичности природных вод.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено излишнее требование к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2016 г. по делу N А40-156202/2016-145-1373)
4. Порядок оценки заявок должен быть установлен в соответствии с Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объект.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно присвоила низкую оценку заявке Заявителя по показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на : участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта" (Значимость критерия: 60%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%) (далее - "Квалификация участников закупки").
Оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию Квалификация участников закупки осуществляется с учетом следующих показателей: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (коэффициент значимости - 0,6) (далее - "Опыт участника закупки"), Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (коэффициент значимости - 0,4) (далее - "Квалификация трудовых ресурсов").
По показателю "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" пунктом 28 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки: "В соответствии с Правилами N 1085, в том числе с пп. "б" п. 27, предметом оценки по данному показателю является опыт участника по успешному выполнению работ на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности (сопоставимого характера и объема), за период 2006 по 2016 гг. (включительно). При этом цена каждого такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу.
Под успешным выполнением проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности понимается исполнение Подрядчиком контракта (гражданско-правового договора) в период 2006 - 2016 гг. (включительно) без нарушений сроков, иных условий контракта по вине Подрядчика, без выявленных фактов несоответствия проектной и рабочей документации а также получение в отношении подготовленной проектной документации и полученных результатов инженерных изысканий по таким работам положительного заключения государственной экспертизы.
Подтверждением опыта участника открытого конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема служат представленные участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе копия(и) исполненного(ых) контракта(ов) (гражданско- правового(ых) договора(ов)) (при этом цена каждого такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу) с со всеми приложениями, дополнительными соглашениями к нему(ним), копия заключения государственной экспертизы (к каждому контракту (договору)), а также отражающая(ие) указанный(ые) объем(ы) (в руб.) копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки выполненных работ либо иного(ых) документа(ов), подтверждающего(их) исполнение такого(их) контракта(ов) (гражданско- правового(ых) договора(ов))".
Учитывая, что в Конкурсной документации по показателю "Опыт участника закупки" оценке подлежат копии исполненных контрактов, по успешному выполнению работ на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности (сопоставимого характера и объема), Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанному критерию установлен в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку подразумевает оценку опыта по выполнению работ, исключительно на выполнение проектных и изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности.
Кроме того, пунктом 28 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки":
"В соответствии с Правилами N 1085, в том числе с пп. "а" п. 27, предметом оценки по данному показателю является квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника конкурса открытого конкурса, предлагаемых для выполнения работ в соответствии с Техническим заданием (Заданием на проектирование), содержащимся в Части VI. "Техническая часть", а именно, наличие у руководителей, ключевых специалистов (со стажем работы в отрасли экономики, соответствующей предмету настоящего открытого конкурса, не менее 5 лет), с которыми участник открытого конкурса заключил (по основному месту работы) трудовые договора (подтверждающие трудоустройство каждого руководителя (ключевого специалиста) именно в штат конкретного участника закупки), дипломов которые одновременно должны соответствовать следующим условиям:
- дипломы должны быть выданы по специальности "Гидрогеология и инженерная геология" (шифр 020304), по специальностям (направлениям бакалавриата, магистратуры), входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с шифром 270000 "Архитектура и строительство" либо с шифром 120000 "Геодезия и землеустройство" (Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009- 2003, утв. постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст), или по соответствующим им специальностям (направлениям подготовки), предусмотренным классификатором специальностей по образованию (перечнем специальностей вузов СССР), который действовал до 2004 года, и соответствующим предмету настоящего открытого конкурса (объекту закупки, содержащемуся в Части VI. "Техническая часть" (Техническое задание (Задание на проектирование));
- дипломы должны содержать квалификацию руководителя (ключевого специалиста), необходимую для выполнения работ по предмету настоящего открытого конкурса (объект закупки, описан в содержащемся в Части VI. "Техническая часть" Техническом задании (Задании на проектирование)) и соответствующую специальности (направлению подготовки), которая предусмотрена в абзаце, предшествующему настоящему абзацу.
При этом стаж работы в отрасли экономики, соответствующей предмету настоящего открытого конкурса, подлежит определению на основании информации, содержащейся в копии трудовой книжки.
Для оценки участник закупки вправе предоставлять копии дипломов, выданных до 2004 года.
Подтверждением квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (по каждому руководителю и ключевому специалисту), служат представленные участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе:
- копия(и) заключенного(ых) участником открытого конкурса с каждым руководителем (ключевым специалистом) трудового(ых) договора(ов) (подтверждающая(ие) трудоустройство каждого руководителя (ключевого специалиста) именно в штат конкретного участника закупки);
- копия(ии) диплома(ов), одновременно соответствующая(их) 2 (двум) вышеприведенным условиям.
По данному показателю оценивается следующее значение: общее количество руководителей, ключевых специалистов, по которым участник открытого конкурса предоставил в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии документов, которые перечислены в двух абзацах, предшествующих настоящему абзацу.
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБкуз21), определяется по формуле:
НЦБкуз21 = K3xl00x(Ki/Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не указана конкретная квалификация руководителей, ключевых специалистов, что не позволяет определить какие именно сведения необходимо предоставить участникам закупки в своих заявках для получения наивысшего количества баллов по указанному показателю.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что оценке подлежит наличие исключительно в штате руководителей и ключевых специалистов ограничивает количество участников закупки.
. На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок установлен Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку оценке подлежат сведения исключительно о наличии в штате ключевых специалистов и руководителей, а также порядок оценки не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений в отношении квалификации руководителей, ключевых специалистов, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю N 2.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что Конкурсной комиссией применен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Следовательно, действия Конкурсной комиссии, применившей ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в. том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 26.1 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование к составу заявки на участие в Конкурсе: "Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов: Декларация о непринадлежности участника открытого конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного, установившего в Конкурсной документации указанное требование, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Следовательно, Конкурсной комиссией, применившей ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушена часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.
Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии).
Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Суд не признал необоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемые решение и предписание приняты ответчиком в нарушение части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, так как фактически Комиссией ФАС России не осуществлялась проверка результатов оценки заявок на участие в конкурсе, а была проведена проверка положений Конкурсной документации в части установления порядка оценки, поскольку в Конкурсной документации применен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2016 г. по делу N А40-163916/2016-92-1402)
5. В документации о закупке заказчик должен установить надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Заказчик проводил аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оснащению объектов морского транспорта инженерно- техническими средствами транспортной безопасности.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 11 "Условия эксплуатации оборудования и материалов ИТСОТБ" раздела IV "Техническое задание" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: - класс защиты оборудования - не ниже IP 66.
При этом в позиции 1781 приложения "ПЭ оборудование Севастополь" к товару "Климатический антивандальный шкаф" установлены следующие требования: "степень защиты 1Р55".
В отношении изложенного представители Заказчика пояснили, что в отношении требований к товарам, указанных в техническом задании документации об Аукционе участник закупки должен представить согласие, или предложить аналог (эквивалент) в соответствии с требованиями к товарам, установленным в приложении "ПЭ оборудование Севастополь".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения документации об Аукционе могут ввести участников закупки в заблуждение.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно приложению "ТХ Материалы" к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования:
"Шкаф с монтажной панелью:
Материал монтажной панели: листовая нержавеющая сталь 1.4404 (AISI316L);
Монтажные принадлежности ДКС для кабелей:
Соответствие нормам: ТУ 3449-009-47022248-2010".
Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу что установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Таким образом, положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Учитывая изложенное, установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, суд приходит к вводу, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2016 г. по делу N А40-176785/2016-145-1569)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.