В октябре 2016 года проведено заседание Научно-консультативного совета при ФССП России на тему "Проблемы взыскания исполнительского сбора. Взыскание исполнительского сбора с должников, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов".
В рамках указанного совещания в том числе обсуждался проблемный вопрос взыскания исполнительского сбора, связанный с отказом финансовых органов в принятии для исполнения постановлений должностных лиц территориальных органов ФССП России о взыскании исполнительского сбора и об административном правонарушении.
Так, в ряде территориальных органов ФССП России сложилась практика возвращения территориальными управлениями Федерального казначейства Российской Федерации постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора в отношении должника - бюджетной организации в связи с несоответствием исполнительного документа требованиям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). Порядок исполнения постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора с бюджетной организации бюджетное законодательство Российской Федерации не регулирует.
Вместе с тем в отдельных территориальных органах ФССП России сложилась положительная судебная практика по обжалованию фактов отказа органов казначейства в принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора и взыскании административных штрафов.
Так, в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" суды пришли к выводу, что поскольку должник, являясь федеральным бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, то постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника штрафов и исполнительского сбора подлежат исполнению казначейством в порядке, установленном статьей 242.3 БК РФ.
В связи с изложенным необходимо организовать работу по направлению соответствующих постановлений для исполнения в финансовые органы, а в случае отказа в их принятии принять меры по обжалованию указанного решения органов казначейства в судебном порядке.
Первый заместитель |
С.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 2 ноября 2016 г. N 00011/16/102237-СВС "Об исполнении органами казначейства постановлений судебных приставов-исполнителей"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2016 г., N 12